Все мобильные кофейни, которые работают на территории Екатеринбурга, делают это незаконно. Об этом в понедельник в эфире программы "Открытая студия" на 41 канале заявил заместитель главы администрации города Владимир Боликов. По мнению Боликова, мэрия готова выдать предпринимателям разрешения на работу, но за ними никто не обращался. Чиновник также сказал, что не рекомендует покупать кофе у этих предпринимателей, и добавил, что ими должна заниматься полиция.
Странная ситуация, однако, получается: в столице Урала работают десятки востребованных "каблучков" с капучино, которые не существуют с точки зрения закона. Мы спросили экспертов и специалистов, что нужно сделать предпринимателям, чтобы легализовать свои кофейни на колёсах, какие необходимо соблюдать санитарные правила, чтобы избежать претензий санврачей, и можно ли мобильным кафе парковаться на тротуарах и в прогулочных зонах.
Чтобы продавать кофе и чай с колёс, нужно точно такое же разрешение, как при торговле в обычном киоске. В разрешении мэрия должна согласовать конкретное место. Получить такой документ предприниматель может в комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга – нужно подать документы о регистрации фирмы, а также технические документы и санитарный паспорт на автомобиль.
– Сейчас на официальном сайте администрации Екатеринбурга есть форма обращения о включении места размещения нестационарного объекта в схему размещения, – рассказал E1.RU управляющий партнёр юридической компании "Энсо" Алексей Головченко. – При этом нужно иметь в виду, что парковать кофемобиль придётся только в согласованных местах и с учётом правил дорожного движения. За несоблюдение же правил торговли предпринимателям грозит административная ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 20 до 100 тысяч рублей.
Санврачи особых требований к кофемобилям не предъявляют: по их словам, правила для кофе с колёс точно такие же, как для всех киосков с хот-догами и шаурмой.
В Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области E1.RU пояснили, что предпринимателю нужно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, а если к торговой точке не подведены водопровод и канализация, нужно обеспечить постоянную доставку воды, вывоз стоков и дезинфекцию ёмкостей.
Пользоваться нужно одноразовой посудой и приборами, а горячие напитки готовить только из бутилированной питьевой воды. Необходимо постоянно проводить санитарную обработку, обеспечить персонал туалетами в радиусе не более 100 метров, а для сбора мусора установить контейнеры с одноразовыми пакетами.
Сами предприниматели, которые уже не первый год занимаются развитием мобильных кофеен в России, отмечают, что подавляющее большинство работают, по сути, незаконно. Отсутствие разрешения даёт им большую мобильность. Законопослушные компании вынуждены держать свои машины на одном месте, как киоски, в то время как незаконопослушные ездят где хотят. А отдельных законов именно для кофеен на колесах пока не существует.
– Необходимо арендовать площадь под установку автомобиля – ездить по городу и торговать где угодно нельзя. Есть привязка к месту, – рассказал E1.RU руководитель отдела продаж московской компании "Улица кондитеров" Антон Алексеев. – К тому же, когда регистрируется кассовый аппарат, он тоже привязывается к конкретному адресу. Чтобы увеличить ареал, можно зарегистрироваться на нескольких точках, но за каждую из них необходимо будет платить. Я знаю, что этим вопросом активно занимаются последние полгода в разных органах власти. Возможно, в будущем наша работа упростится и будут прописаны маршруты из нескольких улиц, по которым сможет двигаться мобильное кафе или кофейня.
Прогресс в вопросе изменения статуса продавцов кофе с колёс сегодня уже заметен. В Министерстве промышленности и торговли России говорят, что поправки к закону о торговле, которые регламентируют работу этих и других мобильных объектов, будут внесены уже осенью. В документе попытаются описать базовые принципы размещения магазинов на колёсах, исходя из реальной цели – быть мобильными.
"Машина – это не киоск, существующие требования для нестационарной торговли совершенно не свойственны для мобильной торговли: автомагазин и иной мобильный объект не занимает на постоянной основе конкретное место или земельный участок, а постоянно меняет дислокацию. В этом и заключается один из ключевых плюсов мобильной торговли – быть там, где это нужно покупателям в конкретный момент времени", – цитировала пресс-служба Минпромторга заявление замминистра Виктора Евтухова от 15 июля.