Россияне вновь потянулись в банки за автокредитами. Во втором квартале эксперты отмечают как рост продаж автомобилей, так и увеличение доли автомобилей, приобретаемых в кредит. Если в начале года в кредит приобретался только каждый пятый новый автомобиль, то к лету доля кредитных покупок составила почти 41%.
Как констатируют эксперты, рост доли кредитных продаж автомобилей наблюдался во всех регионах страны. Чаще всех автомобили в кредит во втором квартале брали жители Ленинградской области (здесь доля кредитных продаж автомобилей превысила 70%), Удмуртии (64,4%), Марий Эл (60,3%), Чувашии (59%) и Башкирии (58,8%). И напротив, предпочитали не брать кредиты на эти цели москвичи (доля кредитных продаж – 21,9%), жители Московской области (34%) и Краснодарского края (35,9%).
Самые большие суммы в июне занимали москвичи (715 тысяч рублей), самые маленькие – жители Удмуртии (383,7 тысячи) и Чувашии (392,6 тысячи). В большинстве остальных регионов суммы займов колеблются от 400 до 500 тысяч рублей.
Даже несмотря на заметный рост интереса россиян к кредитам, прошлогодних показателей сектору достичь не удалось: количество выданных автокредитов во втором квартале оказалось на 35% меньше результата того же периода прошлого года. «Основной тенденцией стало общее сокращение объема выдач новых кредитов, – поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Ключевыми стали два фактора: во-первых, как и в 2014 году, банки подходят более избирательно к выбору новых заемщиков, предпочитая кредитовать уже доказавших свою обязательность клиентов или тех, чьи возможности им понятны. Во-вторых, рост стоимости кредитов: граждане просто оказались не готовы брать кредиты по предлагаемым ставкам, тем более в условиях сокращения реальных доходов населения».
Вместе с тем, подчеркивают эксперты, существенный спад в первом квартале 2015 года был частично компенсирован во втором квартале за счет введения программы государственной поддержки, предполагающей частичное субсидирование процентной ставки по кредиту. По данным Национального бюро кредитных историй, во втором квартале россияне получили 133 тысячи автокредитов, выдачи займов в этом сегменте за квартал выросли почти в 2,5 раза.
«Государственная поддержка отрасли, реализованная за счет субсидирования ставки по кредиту, способствовала снижению темпов падения продаж с 50% в первом квартале до 41% во втором квартале», – констатирует исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
«Рост спроса на автокредиты во многом обусловлен запуском программы льготного кредитования, которая распространяется на автомобили в эконом-сегменте, – считает директор по развитию автокредитования «Локо-Банка» Андрей Ермаков. – Программа работает и уже приносит ощутимые результаты, хотя, безусловно, решить всех проблем автомобильного рынка она не может. Это свидетельствует о том, что банкам при поддержке государства удалось создать приемлемые условия для развития автокредитования, однако его привлекательность все еще зависит от состояния экономики и благосостояния граждан».
Что касается повышения доступности автокредитов в перспективе, эксперты расходятся во мнениях. Так, по мнению Сергея Удалова, наметившиеся положительные тенденции на финансовом рынке, выраженные в снижении ключевой ставки Банка России, дают основания предполагать дальнейшее усиление поддержки автоотрасли со стороны банковской системы.
Андрей Ермаков, напротив, считает, что существенных изменений в пользу смягчения условий автокредитования в ближайшее время не предвидится. «Крупные банки уже снизили ставки после очередного изменения ключевой ставки. Требования к заемщикам банки смягчали на протяжении второго квартала, и сейчас они вполне приемлемы», – добавляет банкир.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, инфографика Эдуарда Фадюшина