В апреле автогражданка заметно подорожает: в среднем тарифы вырастут в полтора раза. Впрочем, жителям ряда регионов стоит подготовится к еще более существенному росту стоимости полиса ОСАГО. По мнению экспертов, новые тарифы лишь на время снимут вопрос убыточности данного вида страхования.
В Банке России определись с новыми размерами базовых ставок и коэффициентов по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Как сообщили в пресс-службе ведомства, при корректировке тарифов были учтены предстоящее с 1 апреля увеличение выплат за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших, со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, новый порядок возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья пострадавшего, а также существенный рост цен на запчасти, материалы и ремонт автомобилей из-за ослабления рубля.
Что же изменится для автомобилистов? Во-первых, ЦБ расширил размер «тарифного коридора» с 5 до 20%, во-вторых, пересмотрел базовые ставки тарифа ОСАГО. Для большинства категорий ТС ставки вырастут на 41%. Исключение сделано для грузовых автомобилей массой более 16 тонн, для них тариф вырастет на 32%. Для некоторых категорий нижняя граница базовых ставок, напротив, значительно снизилась – это легковые автомобили корпоративных автопарков (снижение на 22%), тракторы (снижение на 25%), мотоциклы и мопеды (на 42%).
Кроме повышения ставки, корректировки подверглись и территориальные коэффициенты (КТ) в ряде регионов, которые также скажутся на стоимости автогражданки. Так, в 11 регионах этот коэффициент вырастет, а в десяти, напротив, снизится. «Максимальное повышение территориальных коэффициентов произойдет в Камчатском крае и Мордовии, – сообщают в регуляторе. – Самое значительное понижение – на 41% – в Магаданской области».
Регионы, в которых вырастет значение территориального коэффициента: Камчатский край, Адыгея, Мордовия, Чувашия, Мурманская, Амурская, Воронежская, Ульяновская, Курганская, Челябинская области, Республика Марий Эл. Регионы, в которых территориальный коэффициент снизится: Ленинградская область, Дагестан, Забайкальский край, Тыва, Ингушетия, Чеченская Республика, Еврейская автономная область, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Байконур.
Как говорится в сообщении регулятора, указанные изменения вступят в силу в апреле этого года. В частности, новые территориальные коэффициенты при расчете стоимости полиса будут применяться с 1 апреля 2015 года, а новые базовые ставки – с 12 апреля.
«В среднем, полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физлицу, подорожает на 41-60%», – констатируют в ЦБ. Как обещают в регуляторе, даже с учетом изменений территориального коэффициента ни в одном регионе стоимость ОСАГО не вырастет более чем на 100%.
По словам экспертов, новые тарифы сбалансируют рынок ОСАГО и повысят качество услуг, но лишь на время.
По мнению президента ВСС и РСА Игоря Юргенса, с новым тарифом созданы наконец условия для нормализации взаимоотношений между страховщиками и автовладельцами, поскольку многие проблемы сложились именно из-за недооцененности тарифа, а рост в 23-30% в октябре 2014 года практически сразу был «съеден» инфляцией.
«Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка, даже в наиболее проблемных регионах, – считает Игорь Юргенс. – Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками».
Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров уверен, что изменения обеспечат значительное повышение качества предоставления услуги.
«Повышение размера тарифного коридора и возможность использовать весь его диапазон на каждой территории в отдельности создаст реальную конкуренцию между страховщиками, – говорит Денис Макаров. – Страховщики будут устанавливать базовую ставку в зависимости от показателей вида для каждого конкретного региона, ценовая конкуренция всегда влечет за собой качество предоставления услуги. В совокупности с изменением территориальных коэффициентов, которое основано на статистике убыточности ОСАГО, это позволит установить для автомобилистов каждого региона свой справедливый тариф».
В страховой группе «Уралсиб» считают, что корректировка тарифов – это лишь первый шаг. «С 1 октября 2014 года рубль подешевел примерно на 40% относительно евро и доллара, но при этом лимиты выросли. Сейчас по сути мы пытаемся догнать уходящий поезд», – отмечают в компании.
«Мы позитивно оцениваем решение ЦБ. Оно стало результатом долгого и конструктивного диалога мегарегулятора с игроками страхового рынка и дает шанс на улучшение состояния сектора, повышение качества страховой услуги, – прокомментировали корреспонденту в пресс-службе ОСАО «Ингосстрах». – Тем не менее увеличение тарифа оказалось ниже оценок PCA, основанных на актуарных данных. Это ослабляет возможности по полному выводу сектора из кризиса». В компании считают, что учет девальвации рубля может потребовать еще большего повышения тарифа.
Стоимость полиса для автомобиля мощностью 101-120 л. с., если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более трех лет, будет равна:
• в Москве – от 8237 до 9883 рубля;
• в Санкт-Петербурге – от 7413 до 8895 рублей;
• в Волгограде – от 5354 до 6424 рублей;
• в Челябинске – от 8649 до 10 377 рублей;
• в Хабаровске – от 7001 до 8401 рубля.
(расчеты Банка России)
«Мы частично довольны озвученными ЦБ цифрами и в полной степени удовлетворены конструктивной позицией Центробанка, который, на наш взгляд, досконально разобрался в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте, каковым является ОСАГО, – прокомментировал первый заместитель председателя правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин. – Частичная удовлетворенность связана с тем, что этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО по-прежнему будет недостаточно. Однако, с другой стороны, принимаемое решение является серьезным шагом вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в страховании ОСАГО».
Директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов думает, что этих изменений недостаточно, чтобы минимизировать кризис на рынке ОСАГО. «Наша оценка совпадает с мнением РСА относительно необходимого размера повышения тарифов на 90-100%. Причин этому множество, связаны они, прежде всего, с инфляцией, ростом стоимости запчастей, введением новых лимитов по жизни, а также последствия решений пленума Верховного суда РФ, например, связанные с утратой товарной стоимости. Поэтому дальнейшее повышение тарифов необходимо», – говорит эксперт.
По мнению Игоря Юргенса, новый тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО лишь на некоторое время. «Выплаты по «автогражданке» росли еще до первого увеличения тарифа, они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки», – констатирует он и считает, что переоценку тарифов нужно проводить ежегодно. В перспективе же, по мнению эксперта, нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены.