В этом году россиян, желающих провести отпуск на заграничных пляжах, может ждать очередной сюрприз. К высокой стоимости туров из-за ослабления рубля и волны банкротства туроператоров прибавилась новая проблема. Операторы не могут застраховать свою ответственность перед туристами. А значит, рынок уже к лету могут заполонить компании вне закона, чьи клиенты в случае банкротства рискуют остаться без компенсаций.
2014 год для туристической отрасли оказался еще хуже 2008-2009 гг. Спрос на турпутевки, по оценкам Ассоциации туроператоров, упал на 30-50%, на отдельные направления – на 60%. «Большая часть рынка ушла в самостоятельное бронирование. Но и там наблюдается снижение спроса. Например, как отмечают системы онлайн-бронирования, если в ноябре 2013 года билетов на новогодние праздники в Европу уже не было, то в 2014 году можно было встретить массу предложений по неплохим ценам», – отмечает пресс-секретарь АТОР Ирина Тюрина. Снижение спроса было объяснимо. Скачки валют, обострение политической ситуации на Украине, присоединение Крыма, начало санкционных разговоров, которые многие россияне восприняли на свой счет, заставили многих туристов перейти в режим ожидания. По словам Ирины Тюриной, весной начали распространяться слухи, что европейские консульства не будут выдавать визы, а сами консульства стали задаваться вопросом: «А поедут ли россияне за рубеж?» «Русских туристов за границей ждут. Они покупают путевки на большее количество дней, входят в тройку трат за рубежом и всегда пользуются дополнительными услугами – каждый день ходят в спа и заказывают все. Россияне – хорошие туристы. И ЕС это понимает», – пояснила Ирина Тюрина. Но все же появилась категория туристов, которым запрещено выезжать за рубеж, потом те, кому не рекомендовано это делать. К слову, многие турфирмы об этом узнали, когда в офисы толпами потянулись туристы для аннулирования туров. «Все это сказалось на спросе. Плюс наложился кризис на туристическом рынке.
На протяжении последних нескольких лет порядка 40% туров продаются ниже себестоимости, в том числе 25% из них по цене «лишь бы взяли», потому что туроператоры заранее выкупают блоки мест в самолетах и гостиницах, и чтобы получить прибыль, они должны их продать. А так как продать они их не могли – начались банкротства», – продолжает представитель АТОР. В общей сложности обанкротилось порядка 14 операторов, в том числе 5-6 крупных. От этого пострадало, по разным оценкам, 130–150 тысяч человек. «Это беспрецедентная ситуация для туррынка, в том числе и международного. Рынок и вправду перегрет, чистка – это явление закономерное, через что прошли многие страны», – поясняет Ирина Тюрина, добавляя, что усугубляет ситуацию проблема со страхованием финансовой ответственности туроператоров. Большинство туроператоров страхует свою ответственность в объеме, не соответствующем бизнесу, то есть заведомо понятно, что при том количестве туристов, которых отправляют на отдых, этой фингарантии – на 30-100 млн рублей – не хватит на выплату компенсаций в случае банкротства. «12% от оборота на страховку – слишком большая сумма, поэтому часто компанию разбивают на несколько мелких, и потом страхуют их. В итоге пострадавшие туристы получают 10-20% за путевку, которой не смогли воспользоваться», – комментирует Ирина Тюрина.
В 2014 году от банкротства туроператоров пострадало порядка 130–150 тысяч туристов.
С момента, как появился институт финансовых гарантий, операторы платили премии страховщикам, банкротств не было, но в 2014 году операторы «повалились», и страховщики поняли, насколько убыточен этот вид страхования. Тогда, по словам Ирины Тюриной, страховщики начали по-разному выкручиваться: задним числом расторгать договоры страхования, повышать в одностороннем порядке тарифы – иногда в десятки раз, и что самое опасное – отказываться в продлении договоров законными и незаконными способами. «А если у оператора нет страховки, он автоматически вылетает из реестра и не имеет права работать. У большинства операторов договоры заканчиваются 31 мая 2015 года. А значит, к началу лета рынок будет полон нелегитимных туроператоров», – пояснила Ирина Тюрина, добавив, что законом предусмотрена возможность оформить банковскую гарантию, но там жесточайшие условия – фактически нужно заморозить на счетах ту сумму, на которую страхуешься.
Как пояснил начальник управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин, изначально закон о финансовых гарантиях имел цель навести порядок на туристическом рынке. Банковских гарантий по итогу было оформлено чуть меньше 1%, так как банк требует открытия расчетного счета, обеспечения и комиссии 3-10%, тогда как премия страховщику составляет всего 0,3%. «Не был учтен основной риск – банкротство, то, что сложнее всего просчитать и покрыть. При этом из года в год росла страховая сумма. В итоге, когда мы в 2011-2012 годах столкнулись с выплатами по трем операторам, убыточность зашкалила за 200%», – пояснил Дмитрий Мелехин. По его словам, компания планомерно шла к снижению портфеля по этому виду страхования. Эксперт уверен, что есть ряд объективных проблем в этой сфере. Во-первых, отсутствие реальной ответственности собственников туроператора и невозможность оценить реальный риск банкротства при текущем уровне финансовой отчетности. Помимо этого, риски ответственности туроператоров никогда не перестраховывались на зарубежном рынке, а емкость российского рыка уже истощена.
«СОГАЗ не страхует ответственность туроператоров, так как разместить эти договоры в перестрахование не представляется возможным ни на внутреннем рынке, ни за рубежом. Это связано с непрозрачным андерайтингом из-за невозможности оценить риски каждого из туроператоров», – комментирует директор филиала ОАО «СОГАЗ» Максим Киселев.
По его словам, при возникновении финансовых проблем у туроператоров, как правило, страховой суммы не хватает для покрытия возможных убытков, поэтому негатив оборачивается против страховой компании даже в том случае, если страховщик готов отвечать по обязательствам. «Страхование – действенный механизм защиты от тех рисков, которые можно просчитать. А недобросовестные действия самих туроператоров (что не исключено) не укладываются в математическую модель, если только договор страхования не будет стоить 100% от страховой суммы! Ведь ничто не мешает туроператору снова вернуться на этот рынок, но уже под другим брендом», – уверен эксперт.
Самым популярным направлением внутреннего туризма в новогодние каникулы стал Сочи. На международных направлениях в лидерах оказались курорты Египта, Таиланда, Вьетнама и Турции. Из европейских направлений наиболее популярными стали Италия, Финляндия, Испания, Франция и Швейцария.
На днях Ассоциация туроператоров России направила в Государственную думу предложение – отказаться от фингарантий как обязательного условия ведения туроператорской деятельности. «Текущий год показал, что финансовое обеспечение туроператорской деятельности не достаточно эффективно как инструмент защиты потребителей. Из шести компаний, которые в июле-августе этого года заявили о приостановке деятельности, только туристы одной компании почти в полном объеме смогли возместить свои расходы в страховой компании. Туристы остальных туроператоров получили от 2,3% до 50% от суммы своих затрат. И это притом, что все туроператоры были застрахованы в соответствии с законом «Об основах туристкой деятельности в РФ», – сообщается в письме. АТОР предлагает перевести финансовое обеспечение в разряд добровольных гарантий оператора. «Наличие двух фондов (персональной ответственности и резервный) при четком регламентировании их наполнения и расходования может являться достаточным гарантом возмещения всех расходов туристов в случае банкротства любого туроператора», – считают эксперты. Ассоциация категорически не согласна с рядом положений, которые содержатся в новом законопроекте, вносящем поправки в законодательство о турдеятельности в России. Проект был направлен в Госдуму 16 декабря 2014 года.
Пока законодательные инициативы по стабилизации ситуации не приятны, эксперты рекомендуют туристам более внимательно относиться к выбору туроператора. Во-первых, обращаться только к проверенным агентствам, которые тщательно относятся к подбору операторов-партнеров. Во-вторых, некоторые эксперты советуют повременить с ранним бронированием до стабилизации ситуации: чем меньше времени до отдыха, тем меньше вероятность, что что-то случится с оператором или авиакомпанией. И, наконец, воспользоваться добровольным страхованием от невыезда на случай банкротства – страховой продукт, который не так давно появился на рынке.