Со следующего года в силу вступает ряд изменений в пенсионном законодательстве. Почему государство «замораживает» накопительную пенсию, что будет с уже сформированными накоплениями россиян и какие выплаты ждут «молчунов» в будущем, рассказала генеральный директор НПФ Сбербанка Галина Морозова.
– Галина Владимировна, насколько мне известно, со следующего года меняется статус пенсии. Что это значит?
– С 2002 по 2013 годы пенсия называлась «трудовая» и состояла из двух частей – страховой и накопительной, размер пенсий рассчитывался по одинаковой для обеих частей формуле, исходя из суммы накоплений на начало выплат. У граждан старшего возраста (мужчины старше 1952 г.р. и женщины старше 1957 г.р.) формировалась только страховая часть. Со следующего года у нас будет также две пенсии – страховая и накопительная. Различие в том, что страховая будет формироваться в виде коэффициентов – баллов, которые превратятся в деньги только по окончании трудового периода, а в настоящий период страховые взносы направляются на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. А накопительная пенсия формируется в виде пенсионных накоплений, то есть настоящих денег, которые в будущем будут выплачиваться тем гражданам, в пользу которых и уплачивались работодателем страховые взносы (6%).
В 2014–2015 годах по закону страховые взносы (22%) не будут делиться между страховой (16%) и накопительной пенсиями (6%), а будут направлены полностью на формирование страховой пенсии. Следовательно, все без исключения россияне, независимо от того, переводили они накопительную часть в НПФ и УК или оставили в ПФР, не досчитаются своих пенсионных накоплений. Та формула, которая будет применяться для расчета страховой пенсии, предусматривает ряд коэффициентов, ограничивающих сверху ее размер. Это нормально, такая практика применяется во всем мире, потому что государственная пенсия гарантирует только прожиточный минимум человека и не является стопроцентным замещением доходов, получаемых в трудовой период.
– Смогут ли перевести накопительную часть пенсии те, кто в этом году не успел это сделать?
– Да, такая возможность еще есть – до 2016 года. После 31 декабря 2015 года те, кто не сделал выбор, лишаются этого права: все взносы работодателей будут идти на формирование страховой пенсии. Тем не менее уже сформированные накопления можно будет переводить из одного НПФ в другой и из ПФР в НПФ. В этом случае пенсионные накопления будут прирастать только за счет инвестиционного дохода ПФР или НПФ, в котором они будут находиться.
– Что изменилось в работе НПФ за этот год?
– В этом году негосударственные пенсионные фонды в соответствии с законом меняли организационно-правовую форму – реорганизовались в акционерные общества. При этом НПФ, как и раньше, не имеют права использовать на свои нужды менее 85% дохода, который направляется на пенсионные накопления граждан. Этим НПФ кардинально отличаются от страховых компаний, банков и других финансовых институтов.
Акционирование повысило прозрачность и, следовательно, надежность НПФ. В частности, стали известны их собственники, и теперь, при выборе НПФ, граждане более тщательно могут оценить степень надежности того или иного НПФ. Но в принципе НПФ и до этого были надежными. Так, если посмотреть историю банкротств, то только в 2009 году были ликвидированы 84 страховых компаний, а за всю историю НПФ прекратили свою деятельность по разным причинам всего три-четыре НПФ. Стабильность работы обеспечивает и структура экономики НПФ, и жесткий контроль со стороны государства за их деятельностью, особенно инвестиционной.
– Насколько я знаю, все НПФ сейчас вступают в систему гарантирования, схожую со страхованием банковских вкладов. Так ли это?
– Да, сейчас мы находимся в стадии вступления в систему гарантировании прав застрахованных лиц. Это событие однозначно позитивное. Единственное различие с гарантированием банковских вкладов: у банков защита в размере 700 тысяч рублей, у НПФ – это 100% страховых взносов работодателя. НПФ Сбербанка уже прошел проверку Центробанка, и мы ожидаем вынесения решения мегарегулятора, которое позволит в ближайшее время стать членом системы гарантирования.
– Галина Владимировна, изучая пенсионные новации, складывается впечатление, что от накопительной части, как и от НПФ, попросту хотят избавиться. Хотя нам так долго говорили, что мы должны сами формировать свою будущую пенсию.
– На моей памяти это уже вторая волна пенсионных реформ. Речь об очередной реформе зашла после констатации нарастания дефицита бюджета в ПФР. Это произошло из-за стремительных демографических изменений, из-за нестабильности в экономике страны, и в том числе в результате того, что часть пенсионных накоплений была переведена в НПФ. Сейчас государство вынуждено искать средства для решения разных проблем, поэтому и был введен мораторий на страховые взносы. Но, на мой взгляд, это не решит все проблемы дефицита бюджета ПФР в долгосрочной перспективе, а лишь замаскирует их. Мы надеемся, что это временная мера и прежний порядок формирования накопительной пенсии будет восстановлен. Ведь накопительная пенсия – это первый шаг к самостоятельному пенсионному обеспечению будущего каждого человека.
– Может ли обычный человек разобраться в новой пенсионной формуле?
– Сама по себе формула несложная. Но в ней «зашиты» коэффициенты, которые будут регулировать размеры пенсию таким образом, чтобы можно было выполнить обязательства перед пенсионерами при любых экономических условиях. К примеру, для того, чтобы количество баллов не уменьшалось, нужно, чтобы заработная плата гражданина ежегодно увеличивалась на уровне минимальной заработной платы по стране, с которой уплачиваются страховые взносы. Второе ограничение – само количество баллов, которые можно получить. Это количество будет увеличиваться постепенно к 2020 году до 30 баллов. И третье – это сама стоимость балла. Этот показатель тоже будет регулироваться. По закону он должен расти минимум на индекс инфляции, максимум – на индекс инфляции плюс соотношение собираемых страховых взносов и обязательств ПФР перед пенсионерами. Сейчас стоимость одного балла составляет 64,1 рубля.