Страховщики стали реже выплачивать компенсацию ущерба по ОСАГО. К такому неутешительному выводу пришли в Российском союзе автостраховщиков, проанализировав динамику страховых выплат с начала этого года. Сокращение количества заявленных убытков и выплат наблюдается впервые с момента появления автогражданки, при этом аварий на дорогах страны меньше не стало. О том, почему наблюдается столь странное расхождение в статистике и как нарастают признаки грядущего кризиса – в материале сайта.
Итоги деятельности российских страховых компаний за девять месяцев этого года на днях опубликовал РСА. Согласно отчету, объем собранных премий за три квартала вырос на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Увеличился на 12% и объем самих выплат. При этом, как отмечают в РСА, сумма выплат, представленная в статистике, не учитывает информацию о судебных потерях и расходах, а также произошедших, но еще не выплаченных убытках.
Всего с января по сентябрь компании заключили 31,7 млн договоров, урегулировав при этом 1,8 млн страховых случаев. За тот же период прошлого года компании выплатили компенсации по 2 млн страховых полисов. Таким образом показатель количества заявленных и урегулированных убытков сократился впервые в истории ОСАГО сразу на 10%, пишет газета «Известия». В РСА пояснили, что подобное снижение связано, в первую очередь, с кризисными явлениями на рынке, которые привели к минимизации регионального бизнеса в некоторых компаниях.
В то же время, согласно квартальным отчетам Госавтоинспекции, количество дорожно-транспортных происшествий с начала года если и сократилось, то не на много – всего на 1,2%. Получается довольно странная арифметика, свидетельствующая о том, что снижение аварийности на дорогах не сопоставимо с уменьшением количества выплаченных компенсаций.
Страховщики не ставят под сомнение статистику РСА и ГИБДД, однако трактуют ее по-своему. Так, по словам руководителя департамента по страхованию имущества и автострахования СГ УРАЛСИБ Марии Барсовой, ранее РСА запросил у страховщиков подробные сведения за последние три года. «У нас нет причин сомневаться в объективности отчета, ведь в целом он отражает существующую картину», – говорит эксперт.
Начальник Управления урегулирования убытков по автострахованию и страхования автогражданской ответственности страховой компании «Согаз» Алексей Карпицкий напоминает, что данные об авариях могут не совпадать с данными страховщиков о заявленных убытках. «В статистику ДТП попадают только выплаты с пострадавшими, а выплаты по ОСАГО проводятся по авариям и без потерпевших. Кроме того, по ОСАГО можно обращаться и по «европротоколу» без вызова сотрудников ГИБДД», – говорит он.
Также некоторые уже заявленные убытки пока находятся на стадии рассмотрения. Например, за девять месяцев этого года автомобилисты заявили 1839 тыс. убытков, а вот число урегулированных случаев оказалось выше и составило 1845 тыс. Отчасти свою лепту в статистику внесла и ситуация с убыточностью в ОСАГО, из-за чего несколько крупных страховщиков полностью свернули бизнес в регионах, что сказалось на качестве и скорости обслуживания их клиентов по автогражданке, отмечает представитель «Согаза».
При том что количество урегулированных убытков снизилось, сумма средней страховой выплаты выросла на 28% по сравнение с аналогичным периодом 2013 года и составила чуть больше 34,2 тыс. рублей. По итогам полугодия эта сумма составляла 33 тыс. рублей. В то же время средняя премия по ОСАГО увеличилась незначительно – на 189,1 рубля (до 3322,7 рубля). В дальнейшем участники рынка ожидают, что средние выплаты продолжат расти из-за увеличения лимита выплат по «железу» и других законодательных нововведений.
В РСА не скрывают, что подобный рост вовсе не связан с щедростью страховщиков и их желанием одарить клиентов более значимыми компенсациями. Сумма выплат стала больше в первую очередь из-за существенного подорожания запчастей и комплектующих, цены на которые установлены в валюте.
«После распространения на ОСАГО действия закона о защите прав потребителей сумма выплат страховщиков по судам увеличилась в 1,5-2 раза. Если добавить к сумме фактических выплат судебные расходы, резервы на будущие выплаты, отчисления в компенсационный фонд и ряд других статей, то показатель убыточности большинства компаний будет существенно выше критической границы. Результаты тарифного исследования показывают, что с учетом увеличения с 1 октября предельных сумм выплат по имуществу действующий на сегодняшний день базовый тариф ОСАГО недостаточен примерно на 28%», – пояснили в РСА.
По данным РСА, в 31 регионе территориальный коэффициент ОСАГО не отражает объективную картину убыточности. В конечном счете компании сокращают продажи в убыточном сегменте, а страхователи сталкиваются с проблемами при заключении договоров обязательного автострахования.
На сегодняшний день, по словам руководителя управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Дениса Макарова, продажи сворачиваются в регионах, где процветают так называемые автоюристы. «Это Юг России, Черноземье, Урал, – отмечает эксперт. – В ряде городов Сибири ОСАГО также нерентабельно».
Остальные компании продолжают продавать полисы в убыточных регионах, но в жестко ограниченных объемах. Участники рынка говорят о проблеме территориальных коэффициентов, которая вынуждает их оптимизировать свою работу. В частности, страховщики занимаются поиском более дешевых арендных площадей для офисов продаж, чтобы хоть как-то сократить издержки. Есть и те, кто переносит свои центры урегулирования убытков в столицу, что напрямую сказывается на доступности получения выплат для клиентов.
Директор Агентства страховых услуг Ярослав Королев говорит, что страховые компании, получая существенные убытки из-за лояльности судов и неадекватных тарифов, просто вынуждены прятаться от новых клиентов и создавать условия, в которых автовладельцы не захотят страховаться. «Некоторые компании переезжают в новые офисы, адреса и телефоны которых сообщаются только уже застрахованным клиентам и не публикуются в открытых источниках, – рассказывает он. – Кто-то сознательно затягивает процесс получения полиса, создавая волокиту и огромные очереди. Думаю, в сложившейся ситуации страховщикам легче заплатить штрафы, чем страховать всех желающих по экономически не выгодным тарифам».
Причем, по словам Ярослава Королева, у юрлиц никогда не было подобной проблемы как раз из-за более высоких тарифов, аккуратной езды водителей и лучшей подкованности в юридических вопросах – представители компаний подают иски на страховые только в действительно спорных ситуациях, а не так, как поступают автовладельцы, подталкиваемые автоюристами.
«Рост тарифов на 23-30% при одновременном увеличении лимитов покрытия полисов по ущербу имуществу и здоровью пострадавших является полумерой, которая не сможет помочь рынку, – напоминает директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. – Практика работы по новым правилам подтверждает нашу правоту, а также оценки независимых экспертов, которые говорят о необходимости роста тарифов по ОСАГО на 38-44%».
Согласно актуарным расчетам, чтобы выправить экономику ОСАГО, базовые тарифы уже с октября этого года необходимо было увеличивать на 64-68%, в то время как в реальности повышение составило 23-30%.
«Текущее значение тарифов не позволяет перевести продажи автогражданки в большинстве регионов России в зону рентабельности. Причина известна всем – деятельность автоюристов, – добавляет Денис Макаров. – Нас такая ситуация не устраивает – хотелось бы предоставлять клиентам сервис совершенного другого уровня. Но при текущих тарифах математика продукта не позволяет этого сделать. Возможных выходов несколько: это увеличение тарифного коридора вплоть до 50%, изменение территориальных коэффициентов или прекращение деятельности автоюристов».
К сожалению, на рынке юридических услуг попадаются недобросовестные организации. «С такими юристами и юридическими фирмами необходимо бороться, но нельзя при этом лишать права защищать свои интересы тех, кто действительно неправомерно пострадал от заниженных страховых выплат», – считает юрист юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Анастасия Богова. По ее словам, большая часть исков, предъявляемых к страховым компаниям, сегодня поступает именно от добросовестных автовладельцев, которым неправомерно был занижен размер или отказано в выплате страховых сумм.
Ярослав Королев, в свою очередь, делится абсолютно противоположными наблюдениями. Рассказывает, что некоторые оценочные компании, произведя расчеты по заказу страховщика, умудряются перепродать данные сведения автоюристам, которые потом выходят на владельцев авто и предлагают заработать, обратившись в суд с иском к страховой. При этом машина уже побывала в сервисе и ее отремонтировали. В итоге зарабатывает и юрист, и оценочная компания, и сам автовладелец. И таких любителей посутяжничать немало.
В союзе автостраховщиков уверяют, что они принимают меры для исправления ситуации, которые, впрочем, носят лишь временный характер. «Для того, чтобы решить проблему, нужен системный подход, учитывающий экономически обоснованные изменения базового тарифа и коэффициентов», – пояснили в РСА.
Фото: Фото с сайта Business-gazeta.ru, инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА