Бизнес Экономика Со счета пропали деньги: виноват мобильный банк?

Со счета пропали деньги: виноват мобильный банк?

Татьяна заметила, что с карточного счета начали пропадать деньги. После обращения в банк выяснилось, что средства были списаны с помощью мобильного банка. Оказывается девушка сменила сотового оператора, а мобильный банк отключить забыла. Вероятно, новый владелец номера решил воспользоваться доступом ко счету и украл деньги. Что делать в такой ситуации?

Директор аудиторско-консалтинговой компании La'consulting Юрий Симанков: «Взаимоотношения, возникающие между банком и клиентом, связанные со списанием средств со счетов клиента, регулирует ФЗ «О национальной платежной системе». В соответствии с этим законом, банк обязан уведомлять клиента обо всех движениях по его счетам. А в случае несанкционированного списания средств со счета клиент обязан незамедлительно уведомить банк. Закон обязывает банк вернуть клиенту все несанкционированно списанные средства, если клиент обратился с заявлением о несанкционированных операциях в течение одного дня.

Однако не все так просто! Сообщить клиент должен в течение одного дня с момента отправки банком уведомления об операциях, с которыми не согласен клиент. Версия о том, что операции через мобильный банк мог осуществить новый владелец номера, на мой взгляд, маловероятна. И ее достаточно просто проверить: банк обязан клиенту сообщить реквизиты получателя и назначение платежей, а с помощью полиции можно найти и нового владельца номера. Кстати, обратиться с заявлением в полицию нужно обязательно, справка из полиции необходима для подачи иска к банку в суд.

Насколько понятно из ситуации, банк отказывается возвращать списанные средства. Поэтому для дальнейших действий, необходимо проанализировать договор с банком, включая все дополнения и приложения. Обратить особое внимание нужно на согласование банком и клиентом способа уведомления об операциях – SMS-сообщения или электронная почта. Если уведомления клиенту не отправлялись или отправлялись несогласованным с клиентом способом, банк обязан вернуть деньги. Банк оказывает услуги и обязан обеспечить должный уровень защиты средств, принадлежащих его клиентам. Скорее всего, юрист, проанализировав ситуацию, судебную практику по подобным делам, а так же имеющиеся документы, предложит основание для подачи иска в суд. Обращаться в Центробанк, контролирующий деятельность банков или прокуратуру абсолютно бесполезно. Как показывает опыт, дальше переписки дело не двинется. К сотовому оператору обращаться тоже смысла нет. Он лишь оказывает услуги связи».

Директор по связям с общественностью «МегаФона» Людмила Столярова: «В первую очередь, важно понимать, что услуга «Мобильный банк» является сервисом банка и подключается на его платформе. Оператор сотовой связи в этом случае выступает лишь в роли посредника: передает и принимает SMS-уведомления для управления банковским счетом. Действительно, абонент по своему желанию может «привязать» номер телефона к банковской карте.

При закрытии обслуживания мобильного номера у оператора мы рекомендуем абонентам обратиться в свой банк, чтобы изменить привязанный к банковской карте номер телефона.

Что касается действий оператора связи, то он в праве выделить абонентский номер любому новому абоненту после прекращения договора со старым абонентом. Договор об оказании услуг связи считается расторгнутым по инициативе абонента в случае неиспользования услуг связи более 90 календарных дней подряд.

Если рассматривать вариант предоставления информации предыдущему владельцу номера о его новом обладателе, то, согласно закону о защите персональных данных, оператор связи не имеет права разглашать такие сведения. В таком случае можно посоветовать клиенту самостоятельно связаться с новым владельцем номера, позвонив ему.

Кроме того, если абонент привязывал к своему номеру какие-то дополнительные услуги других компаний (получение новостной рассылки, уведомления из соцсетей и т.д.) и не изменил номер телефона для своего аккаунта, новому пользователю действительно могут поступать данные сообщения. В случае, если нового абонента беспокоят такие сообщения, то он может от них отказаться».

Начальник управления развития технологий дистанционных сервисов и продаж Банка Хоум Кредит Илья Боровов: «В первую очередь необходимо определиться, какую услугу называют «Мобильным банком». Существует два вида сервисов с таким названием. Один позволяет совершать операции по SMS. Эту услугу уместнее было бы называть SMS-банкинг. С ее помощью совершать активные операции по счету, отправляя SMS на банковский номер телефона. Человек, который получит сим-карту с подключенной услугой, сможет совершать операции от имени клиента. Значит эту услугу необходимо обязательно отключать при смене номера телефона.

Другой вид «Мобильного банка» – это приложение для смартфона, которое дает доступ ко всем счетам и операциям клиента. С помощью данного приложения можно переводить деньги, оплачивать услуги, погашать кредит. Условия доступа в мобильный банк у всех банков отличаются. Мобильный банк требует дополнительной идентификации клиента, не связанной с номером телефона, чтобы не допустить случаев, описанных в примере.

В данный момент еще не все банки верно реализуют достаточно безопасный уровень доступа к счету с помощью мобильных сервисов. В целях обеспечения безопасности использования нашего мобильного банка мы внедрили дополнительные уровни защиты. Один из них – проверка уникального ID смартфона клиента, который не позволяет использовать сервис с других устройств. Даже если злоумышленник узнает логин и пароль от мобильного банка и установит приложение на своем смартфоне, войти в приложение и тем более перевести денежные средства он не сможет, так как данное устройство не авторизовано клиентом банка.

Получится ли вернуть средства, зависит от того, насколько оперативно она обратилась в банк и сообщила о несанкционированных операциях. Если сделать это в течение 24 часов, то деньги могут вернуться на карту после проверки данного случая и установления факта мошеннической операции третьим лицом.

Договором на использование карты предусмотрено, что в случае изменения номера телефона клиент должен уведомить банк об этом. Это важно! Банк в первую очередь заботится о клиенте. Таким образом обеспечивается информирование клиентов о совершенных операциях по картам, номер телефона используется для авторизации платежа или перевода.

Помимо SMS-уведомлений движения по счету можно отслеживать в интернет-банке, мобильном банке, в кредитном кабинете, на сайте банка, если операция совершена по кредитной карте, а также по телефону контактного центра. Рекомендуем клиентам все же подключить SMS-уведомление или пользоваться бесплатным сервисом от банка SMS-информирование и не забывать сообщать банку о смене номера телефона. В случае несанкционированного списания средств клиент сможет быстро отреагировать и обратиться в банк для блокировки операции и карты».

Жительница Челябинска Мария Стафеева: «В начале года подобная история случилась с моей 77-летней бабушкой. В назначенное время ей не пришла пенсия на банковскую карту. Когда через месяц денег на карте снова не оказалось, мы отправились в офис банка. Там нам заявили, что, мол, бабушка сняла денежные средства со счета через мобильный банк либо что-то купила в интернет-магазине, но, видимо, запамятовала. Как нам пояснили, с юридической точки зрения сложно доказать, что средствами воспользовался посторонний человек, так как в банке имеется подписанное клиентом заявление на подключение мобильного банка к конкретному номеру.

Выяснилось, что при оформлении карты для перечисления пенсии женщине порекомендовали подключить услугу «Мобильный банк», привязав лицевой счет к номеру телефона. Через некоторое время бабушке подарили сотовой телефон с новой сим-картой, и она не догадалась отключить SMS-рассылку по прежнему номеру. В итоге, как мы полагаем, новому владельцу номера удалось таким образом украсть деньги с карты. Заявления в городскую прокуратуру и участковому района с просьбой найти виновного в краже средств не принесли желаемого результата – правоохранители на все обращения выносили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Прошел уже почти год, но никаких изменений не произошло. В полиции, прокуратуре и банке нам ничего хорошего не говорят, только отписки. Подумываем нанять юриста, но его услуги как раз и обойдутся в сумму украденных денег».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления