В мастерской холодно и темно. При тусклом свете настольной лампы женщина тонкой кистью водит по поверхности белой чашки, иногда немного наклоняя голову и оценивая своё произведение. На чашке появляются зелёные листочки, цветы, бусинки. Женщина не делает лишних штрихов, она аккуратно вытирает кисточку и вновь макает её в краску. Теперь золотистый узор обрамляет края изделия. Закончив рисунок, мастерица откладывает кружку в сторону и берёт в руки следующую.
Каждый день сотрудники завода «Фарфор Сысерти» проводят в кропотливой работе. Они создают уникальные, неповторимые экспонаты, которые затем передаются из поколения в поколение или хранятся в частных коллекциях.
Мастера не утаивают секреты производства, наоборот, они регулярно принимают на заводе гостей и наглядно демонстрируют процесс изготовления знаменитого уральского фарфора.
— Нашему «дому» недавно исполнилось 54 года. И если бы не мы, экскурсии, наверное, давно бы уже прекратились. Работаем на энтузиазме, — говорит Елена Ракипова, художник творческой группы завода «Фарфор Сысерти». — У нас за месяц несколько тысяч посетителей приходят. И все в восторге, несмотря на внешний вид и состояние помещений.
Елена Раисовна права. Поначалу завод пугает пыльными полками, тяжёлыми и скрипучими дверями, осыпавшейся краской, мрачными комнатами, холодом (тепло дали несколько дней назад). Но всё меняется, когда экскурсовод начинает рассказ о создании фарфоровой посуды. Внимание сосредотачивается на расписных кружках, чайниках, тарелках, вазах, аккуратно расставленных на стеллажах.
— Я вам сейчас покажу, как мы создаём всё это «волшебство». В первом цехе из специальной фарфоровой массы лепят изделия. Массу делают из серой глины, каолина, полевого шпата и кварцевого песка. Засыпают в барабан и заливают водой. Двадцать часов крутится барабан, чтобы произвести «фарфоровое тесто».
К каждому столу, за которым сидит мастер, протянут шланг. Поворачиваешь кран, и жидкая масса заполняет гипсовую формочку. Гипс впитывает воду, остаётся сухое, хрупкое и лёгкое, как зефир, изделие. Достаточно одного неосторожного движения, чтобы его сломать.
Чтобы фарфор стал крепким, его обжигают при температуре 1300 градусов. В следующем цехе накалённая докрасна посуда стоит в огромных печах по несколько часов. Затем изделия покрывают глазурью.
— Видите эту маленькую кружку, — Елена Раисовна держит в руках кофейную чашку, проводя снаружи пальцами по дну. — Она просвечивает. Стенки очень тонкие. А теперь фокус, — женщина кладёт кружку на пол и встаёт на неё одной ногой, балансируя так несколько секунд. После обжига фарфор становится прочным и белоснежным, как кость.
Самое интересное происходит в художественной мастерской. Разноцветный порошок разводят в скипидаре, получается что-то вроде акварельной краски, которой разрисовывают фарфор. Художники используют тонкие кисти и старые чернильные ручки.
— Нас часто спрашивают, где мы их только находим, — смеётся Елена Раисовна. — Добрые люди, побывавшие на наших экскурсиях, собирают и присылают ручки целыми пачками. Знают, как мы в них нуждаемся.
Рисунок легко стереть и начать заново, потому что краска засыхает опять же только после обжига. Каждый сервиз, да и вообще каждая его часть — уникальна. Ведь повторить узор полностью невозможно.
Отдельное время в экскурсии Елена Ракипова посвящает иконостасам. Формы для них тяжёлые, поэтому изготовлением и обжигом чаще всего занимаются мужчины. Иконостасы, напоминающие волшебные дворцы, покрывают золотой краской и отправляют в уральские церкви, монастыри и храмы. Работы сысертских мастеров можно увидеть в том числе и на Ганиной Яме.
Ни один участник экскурсии не уходит без подарка. После путешествия по огромным цехам и мастерским Елена Раисовна приводит гостей в зал для рукоделия. И посетители учатся разрисовывать фарфоровые кружки и тарелки. Изделия можно забрать домой сразу или дождаться обжига и получить свой шедевр через несколько дней (тогда фарфоровую посуду можно использовать в быту).
На территории завода есть сувенирная лавка, где сервизы, вазы, бюсты продают без магазинной наценки. После занимательной экскурсии советуем также прогуляться к берегу пруда и полюбоваться на окружающую природу.
Сысертский фарфоровый завод — единственный на Урале. Для иностранных гостей — экзотика, для русских — наследие. К середине осени 2014 года обострились слухи о том, что предприятию осталось работать считанные дни. В редакцию Е1.RU звонили встревоженные читатели и сообщали, что якобы экскурсии на фарфоровое производство сейчас идут фактически последние, а само предприятие того и гляди превратится в коттеджный посёлок. Мы разбирались в этой ситуации и выяснили, что в настоящий момент существует договорённость между свердловскими властями и собственниками (Екатеринбургской Епархией) о будущем выкупе завода с сохранением производства.
— Мы не знаем, что будет в следующем году. Но могу сказать точно — до лета 2015 года экскурсии будут идти при любых условиях. Было такое, что мы при свечах гостей водили по цехам, когда свет отключали. А сейчас, сами видите, приходится в куртках гулять, — говорит Елена Ракипова.
Завод находится в Сысерти, по адресу улица Чапаева, 1. Доехать до него можно на машине по Челябинскому тракту, свернуть по указателю «Сысерть» до или после поста ДПС. Дорога займёт менее часа. Кроме того, добраться можно и на автобусе. От Южного автовокзала транспорт ходит ежедневно. Расписание можно посмотреть на сайте.
Стоимость экскурсии зависит от количества человек в группе и от дня недели. Так, для группы из 20 человек посещение завода с мастер-классом стоит 150 рублей для детей и 225 рублей для взрослых. Для группы менее 20 человек стоимость экскурсии — 4 500 рублей. В субботу и воскресенье цены повышаются в 1,5–2 раза. Экскурсии проводятся ежедневно с 8:30 до 18:30.
Телефон для справок: +7 909 009 40 98, +7 912 660 46 07. Подробнее о заводе, изделиях и экскурсиях можно прочитать на сайте ООО «Фарфор Сысерти».