Свою роль в повышении рождаемости программа материнского капитала уже выполнила, считают в Минфине. Поэтому финансовую помощь предлагают оставить лишь действительно нуждающимся в этом семьям. Однако есть опасения, что новый подход может привести к мошенничеству и сокрытию реальных доходов семей.
Официально программа материнского капитала действует до конца 2016 года. Воспользоваться сертификатом можно будет и позже, но выдаваться он будет на второго и последующих детей, родившихся до 1 января 2017 года. Тем не менее уже давно обсуждается будущее этой программы.
«Текущая норма о материнском капитале не учитывает принцип нуждаемости в нем, в тех расходах, которые делает государство в социальной сфере. Поэтому дискуссия идет о том, нужно ли продолжать эту программу и поиски нового метода, который учел бы новые реалии, – цитируют замминистра финансов Айрата Фаррахова «Известия». – Главное, чтобы был учтен принцип нуждаемости. Есть более эффективные методы поддержки рождаемости и семей, которые в большей степени в этом нуждаются. Распределять деньги всем одинаково – это неверный подход».
По словам экспертов, всплеск рождаемости второго и третьего ребенка был вызван не столько действием программы, сколько общим позитивным фоном в стране: большое количество женщин с наибольшим уровнем фертильности (20–29 лет), экономический рост и повышение престижа материнства. Поэтому теперь предлагается делать выплаты лишь по-настоящему нуждающимся в этом семьям. Финансовые ведомства такой адресный подход поддерживают.
В то же время в Минсоцразвития новую версию программы считают трудновыполнимой. Опасаются, что реальные зарплаты уйдут «в тень». Например, женщины будут просить работодателя понизить им официальную зарплату, чтобы иметь право на соцподдержку, если они не совсем проходят по критериям. Кроме того, стоит вопрос, как администрировать выделение средств – ходить по домам и проверять, нет ли у семей сокрытых доходов? Поэтому адресность выплат требует серьезных обсуждений.
Любопытно, что некоторые психологи считают, что материнство и отцовство становятся своеобразным рычагом вымогания «пряников» у государства. «Это все больше походит на сделку: ты мне – прирост населения, я тебе – деньги на новую квартиру, – говорит семейный психолог Наталья Дрозд. – И тот факт, что сегодня существует серьезная проблема с устройством ребенка в садик, а в самом ближайшем будущем она коснется и школ, – говорит о том, что государство, как тот мавр, сделало свое дело и может уходить, а родители остаются один на один с проблемами, неизменно возникающими при увеличении семьи».