Бизнес подробности Свердловские мясопереработчики: "90% производителей колбасы везут в наши магазины фальсификат"

Свердловские мясопереработчики: "90% производителей колбасы везут в наши магазины фальсификат"

E1.RU выяснял, откуда в ГОСТовской колбасе куриная шкура, как наказать фальсификатора и как эмбарго сказывается на качестве сосисок.

Запрет на ввоз мяса из Европы уже сказался на производителях: продукции у оптовиков стало меньше, и она стала дороже. В этой ситуации фальсификация для многих бизнесменов вполне приемлемый и приятный выход из ситуации.

До 90% предприятий мясоперерабатывающей отрасли, представленные на прилавках магазинов в Свердловской области, производят фальсифицированную колбасу, сосиски и сардельки. Эту весьма субъективную, но очень пугающую цифру называют некоторые участники рынка мясопереработки в Екатеринбурге. Фальсификацию мясных продуктов и бизнесмены, и чиновники обозначают сегодня как одну из самых острых проблем в сфере продовольствия.

E1.RU попытался выяснить, что именно фальсификаторы добавляют в колбасу и сосиски, почему доля компаний-нарушителей закона в Свердловской области с каждый годом растёт, кто именно нарушает ГОСТы и обманывает потребителей, как действуют и могли бы действовать надзорные органы и чем, в эпоху эмбарго, могут помочь добросовестным производителям чиновники.

"Добавляют всё: от воды и белковой массы до куриной шкуры, мяса голов и слёзных желез"

В соответствии с законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Российской Федерации, "фальсифицированные пищевые продукты – пищевые продукты, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной".

Проблема в том, что идентифицировать на прилавке, например, колбасу, состав которой на производстве умышленно изменили на более дешёвый, невозможно: штамп ГОСТ сегодня стоит на большинстве продуктов. Потребитель, само собой, такой продукт по внешним признакам воспринимает как подходящий для покупки. В итоге у вас за ужином или на праздничном столе, как минимум, может оказаться колбаса из воды и белка. В более изощрённых вариантах под оболочкой оказываются отходы мясного производства.

– Понятие "фальсификат" как раз и подразумевает, что ты назвал продукт ГОСТ, заявил определённое количество мяса, жира, белка, а по факту положил туда совсем другие компоненты или не в указанных соотношениях. Мы не выступаем против какой-то конкретной компании, мы за то, чтобы установленный порядок был един для всех без исключения, а не выборочно. Своими действиями фальсификаторы наносят ущерб и нам, потому что если нет правил, то нет и нормальной игры. Представьте, если на поле выйдут две футбольные команды, а игроки одной из них начнут забивать голы руками. Вот и должны быть жёлтая карточка, красная карточка и потом дисквалификация. И в законе все эти вещи сейчас прописаны, и мы надеемся, что эти нормы будут работать. А сегодня, действительно, применяемые к таким компаниям меры ситуации не меняют. Они идут в суд, проигрывают, платят штраф и работают спокойно дальше, – рассказал E1.RU генеральный директор комбината "Хороший Вкус" Михаил Смоляков.

Среди наиболее популярных и безопасных способов нарушения ГОСТа, которые позволяют сделать больше колбасы за меньшие деньги: увеличение массовой доли белка (например, сои), добавление воды (в некоторых случаях объём жидкости достигает 30-40%) и добавление крахмала (картофельной или кукурузной муки).

По словам участников рынка, главная проблема не в том, из чего именно производится колбаса, а в том, что она продаётся под видом ГОСТ, а её реальный состав скрывается от потребителя. Использованы данные Роспотребнадзора и собственные данные.

Другой вариант обмана потребителя – использование мяса других сортов – совсем не тех, что указаны в составе на этикетке. Так, для удешевления конечного продукта в используемый фарш может добавляться, например, куриное мясо или свинина и говядина механической обвалки (при такой технологии в фарш попадает не только мясо, но также жир, кожа, сухожилия, соединительные ткани, часть костной массы). Самую высокую оценку за фальсификацию получают те, кто вместо обычного мяса готовит колбасу из отходов производства: свиная и куриная шкура (стоит около 50-60 рублей за килограмм) и мясо голов (в Свердловской области на частных досках объявлений оно продаётся в среднем по цене 35-40 рублей за килограмм).

"Фальсификация – это чётко поставленная руководством бизнес-задача по оптимизации расходов и доходов"

Человек-бренд Александр Черкашин, который с партнёром Анатолием Рявкиным строил свой бизнес с 1993 года и начинал с Полевского колбасного завода, говорит, что "у нас в области единицы предприятий, которые строго придерживаются ГОСТов. И то неизвестно, насколько их хватит". Фальсификаторы, как отмечает Александр Черкашин, не только способствуют вкусовой деградации у потребителей, но и ударяют по бизнесу тех, кто играет по правилам.

– По моему мнению, около 90% производителей, которые присутствуют на рынке Свердловской области, в той или иной мере фальсификаторы. Фальсификация – это чётко поставленная собственниками или руководством предприятия задача, направленная на извлечение дополнительной прибыли за счёт снижения цены и, соответственно, увеличения объёмов продаж. Это очень существенная экономия на сырье. Потому что, когда растительный или животный белок, разбавленный водой, продают по цене мяса высшего сорта под видом ГОСТа, на выходе получается суперприбыль, которой хватает всем, в том числе и торговым сетям в виде повышенных бонусов – рассказал E1.RU совладелец комбината мясной гастрономии "Черкашин и Партнёръ" Александр Черкашин.

Черкашин также отметил, что "чаще всего торговые сети и не знают о том, что торгуют фальсификатом. При проверках Роспотребнадзора тайное становится явным и торговой точке приходится платить немалый штраф, который, согласно договору на поставку продукции, возвращается недобросовестным производителям в многократном размере. Но игра, похоже, стоит того: меньше фальсифицированной колбасы, да и прочей продукции, в торговле не становится".

"Всё, ребята, надо сдаваться. Мы не выдерживаем по экономике. Пора начинать бодяжить" – по словам Александра Черкашина, именно эта фраза всё чаще проскакивает у коллег-мясопереработчиков. На фото: один из цехов КМГ "Черкашин и Партнёръ".

"Компания могла соблюсти закон, но не стала"

В сводках Роспотребнадзора можно найти почти всех местных производителей. Там и "Черкашин", и "Хороший вкус", и выбывший из игры "Агросервис" (Екатеринбургский мясокомбинат), и "Первоуральский мясокомбинат" и много других. Однако в распространяемой СМИ информации редко должное внимание уделяется тому, по какому именно показателю были забракованы мясопродукты. Надзорные органы проводят исследования тремя способами: физико-химический анализ, микробиологический анализ и анализ методом гистологии. Так вот, всё, что незаконно внедрили в состав колбасы под видом ГОСТа, может определить только гистология. Это исследование позволяет выявить в составе мясо млекопитающих и мясо птицы, определить мясной фарш и мясо механической обвалки, а также идентифицировать животные и растительные компоненты.

Одним из предприятий (относительно недавно вышедших на рынок Свердловской области), гистологическим анализам которого Роспотребнадзор уделил особое внимание, стала компания "Доброгост". По словам экспертов, в сфере мясопереработки это, пожалуй, первый случай у нас в регионе, когда надзорные органы с таким усердием и упорством несколько раз обжаловали действия производителя в суде и каждый раз одерживали победу.

"В I полугодии 2014 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проинспектировано 31,7 тонны мясной продукции, забраковано 6,1 тонны (19,4%), в том числе фальсифицированной – 0,1 тонны (1,6%, в I полугодии 2013 года – 20,7%). Изготовители нестандартных колбасных изделий по наличию несанкционированных включений по результатам гистологической идентификации состава в Свердловской области: ООО "Доброгост", ООО "Богдановичский мясокомбинат", ООО "Колбасная фабрика "Терцет", ООО "РОСТ" и другие", – отмечается в сообщении управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

А вот результаты ещё одного исследования, проведённого по заказу правительства Свердловской области: "Признаки фальсификации в 2014 году были выявлены в продукции следующих изготовителей колбасных изделий: ООО МПК "Ромкор" (Челябинская область), ООО "Калинка" (Челябинская область), ООО ПКФ "Тетерев" (Челябинская область), ООО "Агросервис" (Свердловская область), ООО "Доброгост" (Свердловская область), ООО "Первоуральский мясоперерабатывающий завод" (Свердловская область)".

По словам экспертов, челябинские и московские производители традиционно входят в топ фальсификаторов.


А вот выдержки из решений Арбитражного суда Свердловской области (все документы имеются в распоряжении редакции. – прим.ред.). "Вина заинтересованного лица, установленная административным органом, выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения требований законодательства в указанной выше области, им не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению. Исходя из изложенного, суд полагает, что в действиях ООО "Доброгост" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ".

"По результатам проведённых испытаний испытательным лабораторным центром Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" был выдан протокол лабораторных испытаний N 937 от 14.03.2013, согласно которому "Колбаса вареная "Русская" охлажденная категории Б" (изготовитель Ответчик) не соответствует заявленному наименованию, требованиям по составу используемого сырья п. 4.3.1. ГОСТ Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия".

Неоднократные нарушения закона вылились для "Доброгоста" в штраф 100 тысяч рублей за каждый выявленный эпизод. Предприятие, кстати, пыталось обжаловать существующие решения в апелляционном суде, но апелляция не была удовлетворена. В компании своё отношение к решениям суда комментировать не стали и отметили, что "различные оценивающие комитеты подсказывают нам, где нужно улучшить качество продукции. Каждое решение проверочных комиссий ведёт к действиям".

"Доброгост – один из самых крупных производителей колбасных изделий Свердловской области. На предприятии работает более 500 человек. Мясоперерабатывающий завод основан в Екатеринбурге в 2010 году. Продукция поставляется в более 20 регионов России. Дистрибуция налажена в Екатеринбурге и Свердловской области, Челябинской, Тюменской, Курганской, Кировской, Омской областях, а также в Пермском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, Удмуртии, Башкирии", – пояснила в своём комментарии руководитель отдела маркетинга и рекламы "Доброгост" Надежда Лукина.

Мясо голов весьма доступный ингредиент, который в разы дешевле первосортной говядины или свинины. Поэтому такая замена в составе даёт весьма неплохую прибыль. Найти этот и другие субпродукты с лёгкостью можно на любой интернет-площадке, где продают сельхозпродукцию.

В компании не стали раскрывать данные об объёмах производства и назвали их коммерческой тайной. Стоит отметить, что в курирующем Минсельхозе данных по "Доброгосту" тоже нет. Как отметила Лукина, "информация, которая не является коммерческой тайной, регулярно отправляется контролирующим надзорным органам". "Доброгост" контролируется челябинской ЗАО "Управляющая компания холдинга Уральская аграрная группа", которой руководит бизнесмен Михаил Плеханов. В группу также входят "Мясоперерабатывающий завод Таврия", " Мясснаб", "Митвендер", "Удачный", "Эдельвейс", "Беловодье", "Свинокомплекс Челябинский" и ООО "МТ Ингредиенты", которое находится по одному адресу с "Доброгостом" в Екатеринбурге на улице Энтузиастов.

"Покупаешь своему ребёнку сосиски из натурального мяса, а в действительности кормишь хрящами и куриной шкурой"

Все мясоперерабатывающие предприятия в Свердловской области курирует Министерство АПК и продовольствия. Под эгидой регионального Министерства АПК и продовольствия разработана и утверждена программа "Развитие потребительского рынка Свердловской области". Среди задач программы есть "повышение качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке Свердловской области" и "повышение информированности и потребительской грамотности населения по вопросам обеспечения качества, безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей". В рамках поставленных задач на 2014 год из бюджета было выделено 3,1 миллиона рублей (всего до 2020 года по этой программе предусмотрено выделить 19,3 миллиона рублей). Часть из этих средств пошла на проведение исследований продуктов, которые провёл Роспотребнадзор по заказу правительства области.

– Действительно, Роспотребнадзор по нашему заказу проводит лабораторные исследования социально значимых продуктов питания, реализуемых на территории Свердловской области. Но мы не обладаем правом, чтобы каким-либо образом наказывать предприятия-нарушителей – накладывать штрафы и тем более закрывать их. По сути, информация эта нам даётся для понимания ситуации на рынке. Разговариваем с руководителями предприятий, увещеваем. Максимум, что в наших руках – это публикация результатов исследования на нашем сайте", – рассказал E1.RU заместитель министра АПК и продовольствия Свердловской области Владимир Гребнев.

Гребнев также отметил, что проблема присутствия фальсификата – одна из самых актуальных на рынке. "Недобросовестные производители, выдавая некачественный продукт за дорогой и сделанный по ГОСТу, не только вводят в заблуждение покупателей, но и несут вред их здоровью. Ведь, например, рассчитывая, что ты согласно этикетке покупаешь своему ребёнку сосиски из натурального мяса, а в действительности кормишь хрящами, куриной шкурой и вредными добавками, ты просто рискуешь здоровьем ребёнка", – отмечают в министерстве.

– У регионального министерства, конечно, нет полномочий как-то влиять на "мясников". Здесь всё в руках у Роспотребнадзора и прокуратуры. Хотя, несомненно, чиновники областного министерства могут и должны со своей стороны обратиться в прокуратуру, в случае если одна конкретная компания или несколько компаний на постоянной основе гонят фальсификат, с просьбой разобраться в ситуации. В текущей обстановке запретов и санкций, когда государство декларирует запрет на повышение цен на продукты питания для населения, поднимать тему фальсификата просто невыгодно с политической точки зрения: цены у таких компаний низкие, а объёмы растут год от года. Фальсификаторы полностью вписываются в ситуацию и могут гарантировать, что их незаконный продукт, который они выдают за ГОСТ, будет всегда в наличии "для народу", – отметил собеседник E1.RU в федеральном Министерстве сельского хозяйства.

Попытки регионального правительства принять участие в решении проблем фальсификации на рынке мясопереработки нельзя оставить без внимания. Успехи Роспотребнадзора в отстаивании интересов потребителей в суде тоже невозможно упускать из виду. Имена свердловских компаний-нарушителей мы ещё увидим и услышим, когда в ноябре будет опубликована листовка "о неоднократно выявленных фальсификатах и их изготовителях".

Однако самая важная проблема сегодня заключается в том, что меры по отношению к фальсификаторам исчерпываются выявлением подделок ГОСТа и распространения информации об этом. Компании выплачивают штрафы (счёт обычно идёт на сотни тысяч рублей, что при существующей прибыли весьма выгодно) и продолжают производить фальсификат. При этом существующие законы предусматривают и более суровые штрафы в размере нескольких миллионов рублей, и даже приостановку производства более чем на два месяца. Но все они остаются за кадром, а экономическая ситуация, тем временем, только способствует росту предприятий-фальсификаторов.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления