Иван купил билет до Москвы на рейс российского лоускостера за месяц до вылета, сразу после открытия продаж. Однако несколько дней спустя авиакомпания заявила, что прекращает все полеты из-за санкций Евросоюза и обязуется вернуть пассажирам полную стоимость билета. Однако молодой человек все равно хочет вылететь в намеченные даты, поскольку он уже оплатил гостиницу в столице. Как Ивану поступить в этой ситуации? Может ли авиакомпания самостоятельно перебронировоать билеты, не возвращая деньги?
Официальный представитель сервиса по поиску билетов Momondo.ru в России Ирина Рябовол: «Решение во многом зависит от природы самих санкций и от поддержки со стороны других авиакомпаний. Так, в случае отсутствия доступа к воздушным судам, которые перевозчик эксплуатировал по договору лизинга, дружественная или материнская компания могут заменить его на маршруте, тогда билеты будут по возможности перебронированы. Однако тут есть подводные камни. Как минимум, у этой компании есть свой график полетов и маршрутная сетка. Вряд ли в высокий туристический сезон у них найдется достаточное количество свободных единиц в парке, которые можно будет поставить на незапланированный маршрут на довольно продолжительное время. К тому же, чтобы занять маршрут на постоянной основе, авиакомпании необходимо пройти определенные формальные процедуры. Поэтому возврат денежных средств наиболее вероятный сценарий в сложившейся ситуации. Далее пассажир может самостоятельно забронировать билет другой авиакомпании, обслуживающей данный маршрут.
Что же касается отеля, то все будет зависит от тех условий, на которых человек его бронировал. Так, если был предусмотрен полный возврат суммы за проживание при отмене брони за какое-то количество дней и при этом клиент укладывается в эти сроки, то денежные средства будут возвращены ему в полном объеме. Нужно иметь в виду, что под крайним сроком для отмены бронирования всегда имеется в виду местное время того региона, где расположен отель. Худшим с точки зрения отмены бронирования, но часто более выгодным по деньгам вариантом, будет тот, где возможность аннулирования резервации вовсем не предусмотрена. В этом случае, либо вся сумма за проживание не возвращается, либо взымается плата за первую ночь или же фиксированный штраф.
Перед тем, как заказать отель, нужно внимательно изучить все правила отмены бронирования и возврата денег. При заказе гостиницы онлайн сайты запрашивают данные банковской карты для подтверждения заказа. Некоторые из них сразу же списывают или «замораживают» на вашем счету всю сумму за проживание. Другие – списывают только стоимость одной ночи или какую-то фиксированную сумму с последующей оплатой в отеле. Третьи – предусматривают оплату любым удобным для гостя способом в отеле, а картой лишь гарантируют серьезность намерений клиента и страхуют гостиницу от возможного незаезда. Кроме самого отеля, система онлайн-бронирования может взимать или не взимать штраф при отмене заказа.
Я всегда советую сравнивать варианты проживания не только по стоимости, но и по условиям предоставления услуг. У нескольких систем бронирования могут быть различные договоренности с одним и тем же отелем. А, соответственно, при одинаковой цене, правила и условия могут отличаться».
Юрист адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков: «Закон не устанавливает обязанности бронировать и приобретать билет для своего клиента в другой авиакомпании, если не удается самостоятельно оказать услугу по перевозке. Однако это не означает, что авиакомпания не вправе так поступить. Авиаперевозчик вправе помочь пассажиру и приобрести билет на аналогичный рейс у своих партнеров при наличии согласия пассажира, но не обязана этого делать.
Вообще, разрешение описанной проблемы, на мой взгляд, лежит не в правовом поле. Ивану правильнее всего будет самостоятельно решить вопрос с новыми билетами и изменением брони на гостиничный номер.
Важно отметить, что какие-либо убытки, в том числе наступившие в связи с невозможностью воспользоваться услугами гостиницы, взыскать с авиакомпании, вероятнее всего, не удастся.
Это связано, во-первых, с ограничением ответственности авиаперевозчика за невозможность оказать услуги в связи с прекращением деятельности (см. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей), так и с отсутствием вины авиаперевозчика».
Член правления региональной ассоциации туристических организаций Игорь Косицын: «В данной ситуации пассажир имеет право на полный возврат денежных средств и может забронировать себе авиаперелет другой авиакомпанией без изменения сроков поездки. Что касается замены авиакомпании в одностороннем порядке, то, учитывая, что, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, авиабилет – это договор воздушной перевозки, заключаемый между перевозчиком (авиакомпанией) и пассажиром (физлицом), то менять одну из сторон договора без согласия второй стороны нельзя. Однако в случае, если рейс будет выполняться другим перевозчиком без изменения стоимости, а также даты и времени вылета/прилета рейса вряд ли кто-то из пассажиров будет возражать».