На днях Росавиация опубликовала отчет о количестве рейсов, отправленных по расписанию и задержанных в мае 2014 года. Согласно этому отчету, всего в этом месяце было выполнено 69 162 рейса, из них 1811 рейсов задержано. Самыми «непунктуальными» авиакомпаниями в мае стали: «Московия» (из 223 рейсов задержано 67 – 30,04%), «Катэкавиа» (из 513 рейсов задержано 72 – 14,04%), а также «Ираэро» (из 839 рейсов задержано 96 – 11,44%). Крупные российские авиакомпании более ответственно подходят к перевозке пассажиров, но и у них не обходится без задержек. Так, в мае «Аэрофлот – Российские авиалинии» задержал свои рейсы 100 раз (из 15605) – 0,64%; «Трансаэро» – 97 (из 6481) – 1,5%; «Ютэйр» – 172 (из 6455) – 2,66%; «Сибирь» (S7) – 50 (из 5852) – 0,85% и «Россия» – 35 (из 4345) – 0,81%.
Кто виноват?
Стоит отметить, что не во всех задержках вылета виноваты сами авиакомпании. Согласно действующему российскому законодательству, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Так, самой частой причиной задержки рейса являются плохие погодные условия, при которых согласно условиям безопасности полетов вылет запрещен.
В этом случае, как и при устранении неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, авиакомпания не подлежит какой-либо ответственности, будь то штраф или возмещение убытков пассажирам.
Бывают случаи, когда авиакомпании, не имея большого числа бортов, берут много рейсов на дальние расстояния. В результате, если самолет по каким-либо причинам задерживается на одном рейсе, он уже не успевает вовремя на следующий, а опоздания копятся как снежный ком, ответственность за задержку рейса, а значит, и обязанность возместить пассажиру убытки возлагается непосредственно на авиакомпанию.
Пассажира обязаны накормить, напоить и спать уложить
Согласно пункту 99 приказа Минтранса России от 28.06.2007 №82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» вне зависимости от причин задержки рейса, произошла ли она по вине перевозчика или вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, авиакомпания обязана организовать для пассажиров предоставление определенных бесплатных услуг:
в случае задержки рейса авиакомпания обязана предоставить комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, а также организовать хранение багажа;
в случае задержки рейса более двух часов пассажиру должны быть предоставлены прохладительные напитки, а также возможность сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте;
при задержке рейса более четырех часов предоставляется горячее питание, далее каждые восемь часов днем и каждые шесть часов ночью;
если же рейс задерживается более восьми часов в дневное время или более шести часов в ночное время, авиакомпания обязана разместить пассажира в гостинице и организовать доставку транспортом до нее и обратно;
если пассажир в результате задержки рейса решил отказаться от полета либо решил лететь другой авиакомпанией, такой отказ признается вынужденным, а пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку (п. 2 ст. 108 ВК РФ).
На что еще может рассчитывать пассажир?
Выбравшись из аэропорта и благополучно добравшись до места, пассажир вправе требовать от авиакомпании компенсацию нанесенного ущерба. Если перевозчик не докажет, что в задержке рейса нет его вины, ему придется заплатить штраф – 25% минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час задержки, но в общей сложности не более половины от стоимости билета (статья 120 Воздушного кодекса Российской Федерации). Но здесь не стоит сильно обнадеживаться, поскольку в качестве МРОТ здесь учитывается так называемая базовая сумма, а ее размер – 100 рублей. То есть если рейс задержан на один час, то в качестве компенсации пассажир получит 25 рублей.
Если пассажир понес какие-либо убытки в связи с задержкой рейса (например, расходы на питание, когда оно не было предоставлено авиакомпанией, такси от аэропорта и обратно), он имеет право взыскать эти убытки с авиакомпании. Для этого пассажир должен подготовить определенную доказательственную базу:
потребовать у администрации аэропорта справку о том, по какой причине был задержан рейс с указанием фактического времени вылета. Также можно проставить штамп на посадочном талоне у представителей авиакомпании в аэропорту прилета, в этом штампе, как правило, указывается время фактического прилета;
сохранить все чеки, квитанции, подтверждающие непредвиденные расходы в связи с задержкой рейса.
Помимо убытков, как показывает судебная практика, пассажир также имеет право требовать возмещение морального вреда. Его размер устанавливается судом, но и в досудебном порядке вы можете его потребовать.
Свои требования пассажир должен изложить в претензии, составляемой в письменном виде. Ее стоит составлять в двух экземплярах, в которых указывается наименование авиакомпании, ваши данные (Ф.И.О., удобные средства связи), кратко, но полно описываются обстоятельства и время задержки рейса, указывается размер убытков, которые понес пассажир, дата и подпись. Один экземпляр претензии с копиями подтверждающих убытков документов пассажир может предъявить представителю перевозчика непосредственно в аэропорту прилета. Второй с подписью представителя авиакомпании, датой и временем предъявления остается у пассажира.
Требования пассажира о возмещении убытков и выплате штрафа должны быть удовлетворены авиакомпанией в десятидневный срок с момента предъявления претензии. Если авиакомпания отказывает или не отвечает на претензию, пассажиру необходимо обращаться с исковым заявлением в суд. В данном случае исковое заявление подается по выбору пассажира как потребителя: по месту своего жительства или месту пребывания либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Сейчас в Государственной Думе рассматривается проект закона, по которому вводятся новые штрафы для авиакомпаний. Так, авиакомпании предлагается штрафовать на 10% от стоимости рейса при задержке вылета на один час. При этом штраф будет увеличиваться в зависимости от длительности задержки. Например, штраф за двухчасовую задержку предлагается увеличить до 15% от стоимости рейса. Будет ли данный закон принят и в каком виде, покажет время, однако уже сейчас можно говорить о том, что он плодотворно подействует на пунктуальность перевозчиков, все-таки 10% от стоимости билета (а сейчас, чтобы долететь из Читы в Красноярск, необходимо заплатить в районе 20 000 рублей) явно больше, нежели 25 рублей, и будет ощутимее ударять по кошельку авиакомпаний.
Максим КОПЫЛОВ, старший юрист Европейской юридической службы