В мае Центральный банк создал специальное управление по финансовой грамотности. Возглавил новую структуру президент известной медиа-группы «Рынок ценных бумаг» Александр Коланьков. Чем будет заниматься вновь созданная структура, какие задачи регулятор ставит перед управлением? Насколько реально повысить финансовую грамотность россиян и как это сделать? На эти другие вопросы Александр Коланьков рассказал в эксклюзивном интервью нашему сайту.
– Управление финансовой грамотности при Центральном банке России создано совсем недавно. Были ли у вас какие-то сомнения относительно того, стоит ли принимать предложение возглавить его?
– Я 23 года работал в частном семейном бизнесе. Сфера деятельности сильно пересекалась с теми задачами, которые сейчас поставлены передо мной в Центральном банке. Но все же, во-первых, это был частный бизнес, в котором я был сам себе хозяин, а, во-вторых, масштаб задач сразу вырос в разы, так как речь идет о национальной программе. Поэтому, прежде чем принять решение, всерьез подумал, взвесил все за и против. Решающим фактором стало то, что я считаю задачу повышения финансовой грамотности действительно очень важной для развития страны и понимаю, что именно ресурс Центрального банка является наиболее эффективным для ее системного решения. Для меня это вызов, и я решил его принять.
– В чем, на ваш взгляд, сегодня заключается основная причина низкой финансовой грамотности россиян?
– Во-первых, отсутствие серьезной необходимости в таких знаниях в среднесрочной исторической ретроспективе. В нашей стране 80 лет финансового рынка просто не было. Соответственно, неоткуда было взяться и подобным компетенциям. Во-вторых, имеет место и некоторая ментальная особенность. В России традиционно вопрос планирования личных финансов воспринимается как что-то несерьезное. Много ли вы знаете своих родственников или знакомых, у которых есть привычка хотя бы записывать и анализировать собственные расходы? А ведь на самом деле это основа жизни любой семьи.
Мы видим, что люди практически ежедневно совершают нелепые ошибки в своем финансовом поведении. Я не говорю о тех, кто сознательно идет в пирамиды или рискует на рынке Форекс, повышая уровень адреналина в крови. Я говорю о тех, кто, не глядя, подписывает кредитные договора, берет экспресс-кредиты в микрофинансовых организациях, не просчитывая, какие проценты потом придется платить. Люди не задумываются о своем ежедневном или еженедельном финансовом планировании, будущей пенсии, страховании жизни. Сегодня очень много людей, кто имеет по 2-3 кредита, есть и такие, кто обслуживает по 30 кредитов одновременно.
– Как вы можете оценить уровень финансовой грамотности в России?
– Он не нулевой, так как многие уже приобрели неудачный опыт работы с финансовыми структурами и инструментами. Но в целом уровень, конечно, низкий. Дело в том, что финансовый рынок сегодня стремительно развивается, появляются новые возможности, новые продукты. Информация о них сегодня просто не доносится до людей, и это создает дополнительные риски.
– Какой выход из этой ситуации вы видите, можно ли эту проблему решить?
– Мы все знаем правила дорожного движения и поведения на дороге. Потому что нам с раннего детства объясняли, что на красный свет переходить проезжую часть нельзя. А про продукты финансового рынка не объясняли. Эту ситуацию и нужно исправлять, и ничего невозможного в этом нет. Наша задача состоит не в том, чтобы рекламировать финансовые услуги. Главная задача – в максимально доходчивой форме рассказать населению, что в современном мире финансовый рынок дает гражданам не только большое количество возможностей, но и одновременно таит в себе очень много рисков, о которых нужно знать. В непонятной ситуации лучше обратиться за разъяснениями к финансовому консультанту, пусть даже за деньги. Это обойдется дешевле, чем принимать на себя риски, не осознавая, во что они могут вылиться.
– Известно, что Центральный банк России – достаточно закрытая структура. Как будет строиться ваше взаимодействие с населением при таком статусе регулятора?
– У созданной при ЦБ РФ Службы по защите прав потребителей есть две основные функции. Первая – реакция на жалобы населения, вторая – повышение финансовой грамотности. Обе эти функции предполагают открытость. Это новый формат работы ЦБ.
– В каком формате будет происходить такое общение?
– Будут созданы специальные колл-центр и сайт, а также разрабатывается комплексная информационная кампания, в рамках которой будут задействованы самые различные коммуникационные инструменты.
– Что ляжет в основу этой системы, какие основные методы?
– В настоящее время уже есть много различных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, которые проводятся в регионах. Это и специализированные занятия в школах и вузах, и День финансиста, который ежегодно проводится по всей стране. Однако до тех пор все это делалось в рамках своеобразного подвижничества, когда горстка энтузиастов что-то делает в этом направлении. Очевидно, что при всей положительности этого явления на серьезный результат при таком подходе рассчитывать нельзя. Мы видим свою задачу в создании национальной стратегии по этой теме, создании стандартов донесения информации для разных категорий клиентов с разным уровнем образования и социального статуса, проживающих в населенных пунктах различных типов.
– Как вы думаете, удастся ли достигнуть желаемого результата?
– Уверен, что да. Конечно, как бы мы ни старались, люди по самым разным субъективным причинам будут и в будущем совершать различные неправильные финансовые действия. Но средний уровень грамотности общества точно можно повысить и довольно существенно. Этот вопрос не решается быстро, задача носит долгосрочный характер. С момента создания управления прошло очень мало времени, поэтому мы пока не готовы отчитываться о результатах. Но сам факт того, что Центральный банк вообще поставил такую задачу – это уже большой сдвиг.