Больше всего кредитов заемщики берут в мае, августе, октябре и декабре. Как уточняют представители банков, весной россияне активно готовятся к дачному сезону, летом – к новому учебному году, а зимой занимают на шубы и новогодние подарки.
Самыми активными месяцами кредитования в последние четыре года являются май, август, сентябрь, а также октябрь и декабрь, констатируют эксперты коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн». Причин роста и востребованности кредитных продуктов именно в данные месяцы, по их мнению, несколько. Так, в мае и августе россияне чаще всего планируют отпуска, поэтому им необходимы деньги для оплаты путевок и на расходы во время отпуска. Кроме того, молодые люди активно берут кредиты на организацию свадебных церемоний, пик которых приходится именно на эти месяцы. Также в мае объем кредитов возрастает за счет тех, кто решил обустроить дачные участки, начинает строительство загородного дома. В сентябре–октябре россияне чаще всего обращаются в банки за кредитами на образование (оплата обучения детей, языковые курсы, дополнительное образование и так далее). В декабре главная забота – покупка подарков к Новому году, и затраты нередко выходят за рамки запланированных.
Банкиры подтверждают эти тенденции. В частности, как зафиксировали специалисты банка «Кольцо Урала», весной свои правила диктует дачный сезон. Как отмечает начальник банковского управления потребительского кредитования Наталья Голубева, на пике популярности среди целей потребительского кредитования находятся покупка инструментов и стройматериалов (42% – почти половина заемщиков), автомобилей (22%) и земельных участков (5%).
Как отмечают представители банков, с наступлением холодов россияне берут кредиты на покупку меховых изделий, а весной занимают на турпутевки, строительные материалы, на установку пластиковых окон. Летом из целей кредитования очень популярен ремонт. С середины августа также наблюдается всплеск спроса на кредиты – заемщики готовят детей к 1 сентября, а уже с 5 по 15 сентября идет резкое снижение. В то же время покупка бытовой техники в кредит довольно равномерно распределена в течение года.
При этом предпочтения заемщиков с каждым годом меняются. Если пять–семь лет назад в кредит чаще всего приобретались мобильные телефоны, то сегодня идет смещение в сторону более практичных целей – ремонт, лечение, учеба.
В сезон многие банки запускают различные акции со сниженными процентными ставками. Но, как отмечает первый заместитель председателя правления ИнвестКапиталБанка Григорий Михеев, клиенты в большей степени ориентируются не на скидки или подарки при открытии кредитной карты, а на прозрачность тарифов и положительные рекомендации со стороны друзей и знакомых, которые уже являются клиентами банка.