Марина оформила кредит и добросовестно погашала его в офисе банка. Однажды женщина решила внести ежемесячный платеж через терминал самообслуживания одного из известных платежных сервисов. Однако через три дня ей позвонили из банка и сообщили о возникшей просрочке. Как выяснилось, внесенные Мариной деньги система не перечислила в счет погашения кредита, а оставила на лицевом счете, который был автоматически присвоен Марине. Обязана ли женщина в этом случае погашать пеню за просроченную задолженность и есть вина платежной системы, которая не перевела средства в счет погашения кредита?
Управляющий РОО «Челябинский ВТБ24» Ирина Кудрякова
: «Наряду с популярными каналами самого банка для погашения кредита (в офисах, через банкоматы, через интернет-банк) существует множество других доступных вариантов пополнения кредитного счета: переводом из другого банка, в отделениях «Почты России» или через другие платежные сервисы. Многие банки предоставляют даже расширенные инструкции под популярные платежные сервисы, в которых разъясняется, какие реквизиты для перевода указывать, за сколько дней следует вносить очередной платеж до наступления платежной даты. Минус таких сервисов – наличие комиссий. Также в данном случае есть риск технических ошибок.
Обязанность своевременного пополнения своего счета лежит на заемщике. Если средства не пришли на кредитный счет в банке, необходимо скорейшим образом разрешить эту проблему и погасить задолженность перед банком.
Какой бы из перечисленных способов погашения кредита вы не выбрали, помните, что нужно стараться, чтобы платеж пришел не позднее дня, в который, в соответствии с графиком платежей, происходит списание средств с кредитного счета, иначе со стороны банка к вам будут применены штрафные санкции – можете даже кредитную историю себе испортить, если не повезет».
Управляющий директор группы QIWI Анна Стоклицкая
: «Процедура решения таких ситуаций проста и занимает от трех дней. Клиенту необходимо обратиться в службу поддержки пользователей системы либо сервиса, обслуживающего терминал. В разделе «Информация» на терминалах указываются как данные владельца аппарата, так и платежной системы, через которую проводятся платежи. Клиент может обратиться как по телефону, так и в письменной форме по e-mail или через портал платежной системы либо сервиса, указать реквизиты платежа в пользу банка и суть вопроса. Специалист службы поддержки пользователей предоставит всю информацию о статусе платежа и даст рекомендации о дальнейших действиях в удобной для клиента форме – в устной либо письменной. Далее клиент обращается в обслуживающий банк, и на основании предоставленных данных происходит разрешение ситуации с зачислением средств на кредитный счет».
Юрист судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков
: «Типовые кредитные договоры, которые на сегодняшний день заключаются между кредитными организациями и гражданами, как правило, содержат пункт, согласно которому обязанность по возврату кредита полностью или в части считается исполненной с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу банка.
Иными словами, кредит считается возвращенным с момента получения банком денежных средств. Каким образом банку будут возвращены деньги, не имеет значения. Вернуть их можно через платежные системы и терминалы, переводы с использованием Интернета, внесение наличных, но в случае, если по какой-то причине деньги не были возвращены в установленный договором срок, ответственность наступит именно для лица, обязанного уплатить сумму взятого кредита. Не важно, по какой причине не были возвращены деньги – поломка в терминале, ошибка в электронной системе, задержка в переводе – все это является проблемой должника и входит в содержание его обязанности погасить кредит.
Судьба денежных средств, «зависших» в платежной системе, не интересует банк, а вина посредника в перечислении денег не освобождает должника от обязанности погасить кредит.
Такое положение вещей вовсе не означает, что гражданин не вправе получить компенсацию убытков, которые он понес в результате бездействия платежной системы. У граждан, которые попали в такую ситуацию, есть возможность взыскать убытки с организации, по вине которой денежные средства вовремя не были перечислены в пользу банка.
Необходимо отметить, что при работе с такими посредниками важно понять, в какой срок он предлагает осуществить услугу по перечислению денежных средств. Если платежный терминал при оплате указывает на то, что деньги поступят получателю в течение пяти дней, то глупо рассчитывать на то, что в последний день срока оплаты кредита гражданин успеет его погасить.
Для взыскания убытков, наступивших по вине посредника в перечислении денежных средств, скорее всего, придется обратиться в суд».