Развлекательное телевидение в последние годы невероятно набирает обороты, а аудитория "смешных сериалов и реалити шоу" растёт как на дрожжах. Меняется только качество и запросы аудитории на это качество. В хорошем смысле разбалованный "Игрой престолов", "Карточным домиком" и "Обителью лжи" российский зритель не может больше позволить себе смотреть с экрана продукты более низкого качества.
Генеральный директор телеканала "Перец" Дмитрий Троицкий, который сегодня выступил в Екатеринбурге с презентацией нового сезона канала, говорит, что, создавая любой контент, нужно любить свою аудиторию. Тогда успех гарантирован. Словам Троицкого сложно не верить: в 2002 году на СТС он запустил шоу "Окна", которое показало невероятный успех, а позже, на посту генерального директора ТНТ, он дал старт проектам "Дом", "Голод", "Такси" и "Большой брат". Троицкого называют человеком, который открыл дверь в мир телевидения для Ксении Собчак.
Дмитрий Троицкий рассказал E1.RU о том, почему подскочили рейтинги информационных программ после обострения ситуации на Украине, почему люди стесняются того, что смотрят, что такое "трэш" и почему американцев шокируют записи с российских видеорегистраторов. Самое интересное мы сложили в колонку.
Время трэша на телевидении закончилось. Зритель стал более требовательным к развлечениям, потому что планка качества поднимается. Зритель хочет себя уважать за то, что он смотрит. Есть передачи, просмотром которых ты вряд ли будешь гордиться. Но ты их всё равно смотришь. Есть такое понятие, как "guilty pleasure". Это когда ты что-то смотришь, но признаться в этом стесняешься. И это повсеместно. Когда проводишь фокус-группы, оказывается, что многие на людях обсуждают "как это ужасно", "это нельзя показывать"… Но потом они будут это смотреть, когда никто не будет видеть. Это ханжество создаёт некоторую опасность.
Хотя здесь тоже всё относительно, потому что в понятие "трэш" мы вкладываем совершенно разные смыслы. Для меня "трэш" – это примитивные формы, как "Голые и смешные". Мы все понимаем, какого это качества продукция. С ней уже ничего нельзя сделать, поэтому лучше от неё отказаться, сказать спасибо и перевернуть страницу. Хотя трэш, как игра на грани, всё равно будет везде и всегда. Просто это должно иметь красивую упаковку. Например, программа "Пусть говорят", на мой взгляд, тоже трэш, но в более респектабельной упаковке, а иногда и без неё. Это игра на зрительских инстинктах: хлеб и зрелища – вещи, которые всегда срабатывают.
Развлекательное телевидение как бизнес модель не уступает информационному, а иногда и превосходит. Потому что, например, среди кино самые кассовые фильмы – это комедии, на втором месте – триллеры и боевики, а на третьем – драма. Развлекательное телевидение не связано с повесткой дня, оно менее подвержено законодательным ограничениям. Любая информация это отчасти пропаганда. На развлечения спрос не меньше чем на новости. У телевидения три основные ниши: это трансляции, передача чего-либо в прямом эфире, второе – это новости и информация и третье – развлечения.
Интернет-контент для телевидения является отчасти фактором, который удешевляет процесс. Это такая выгодная экономическая модель, которая отталкивается от термина "user generated content". В Интернете он распространён. Каждый человек сегодня является продюсером. Каждый человек является телеканалом. Вы, ваш facebook, ваш twitter… Вы целыми днями производите контент. Поэтому из всего этого объёма мы выбираем то, что будет интересно самой широкой аудитории. Использование контента, который создают пользователи Сети, имеет и ещё ряд плюсов. Он очень доступный для понимания. Он простой. Он народом рождён и народом востребован.
Кроме того снимаются вопросы с продюсированием: нам не надо содержать сценаристов и придумывать ролики про котов, потому что их уже сняли. Но увеличить долю интернет-контента на телевидении до 100% просто невозможно. Невозможно столько нацедить. Есть у нас двести программ по 30 минут "Улётного видео", а четыреста их уже не сделать. Не хватает материала. Есть "Дорожные войны", уникальный формат, от которого в США многие просто в шоке. Потому что только в России есть столько видеорегистраторов.
Когда события на Украине вошли в активную фазу, вся аудитория ушла смотреть новости. Это правда. Рейтинги новостных программ скакнули невероятно. Я в жизни не помню, чтобы у программы "Время" были такие цифры. Люди пошли туда, значит, они от кого-то ушли. И все маленькие каналы третьего эшелона это почувствовали. Нам в связи с этим пришлось перегруппировать сетку, чтобы на первый план выдвинуть больше развлекательных и отвлекающих от политики программ. Альтернатива политике в этой ситуации – юмор.
Сейчас сложная экономическая ситуация, и она не разрешилась. Скорее всего, нас ждёт то, что мы все называем интеллигентной фразой "замедление роста рекламного рынка". Обычно он растёт каждый год. Естественно, это ударит по производству контента, потому что если доходы падают, то и расходы должны падать. Как это практически будет, пока неизвестно. Мы часто свой контент сублицензировали на Украину, и какой-то процент стоимости покрывался Украиной, а как сейчас будет, мы не понимаем. Но у "Перца" очень скромный бюджет, поэтому мы готовы к разным ситуациям, и в случае чего мы можем запрограммировать эфир малобюджетными программами. При хорошей погоде можем позволить себе более дорогие проекты.