Узнать свою кредитную историю полезно всем, кто планирует взять новый кредит. Положительная кредитная история позволит чувствовать себя уверенно, обращаясь сразу в несколько банков, чтобы выбрать наиболее выгодное предложение. А если в кредитной истории есть «огрехи», перед получением крупного кредита хорошо бы их загладить – не только полностью погасить давнюю просрочку, но и, возможно, взять небольшую сумму и исправно вносить платежи, чтобы убедить банк в том, что платежная дисциплина заметно улучшилась. Сегодня мы протестируем возможность получения выписки из кредитной истории в крупнейшем бюро – Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).
По закону, каждый россиянин имеет право раз в год получить эту информацию совершенно бесплатно. Однако, как выяснилось, каждый из доступных способов получения выписки из кредитной истории, указанных на сайте НБКИ, предполагает определенные расходы.
Агентство кредитной информации предоставляет сведения об автомобилях, находящихся в залоге по банковским кредитам. База залоговых автомобилей и другого движимого имущества ведется НБКИ с 2011 года и открыта для пользователей с мая 2012 года. Сейчас в ней содержится информация о 1,5 миллионах автомобилей. Таким образом, в базе можно найти сведения о примерно половине выданных в кредит автомобилей. Чтобы выяснить, находится ли автомобиль в залоге, достаточно указать VIN-номер или номер ПТС. Банки могут это делать с помощью традиционных для обмена с бюро информационных каналов, а потенциальные покупатели – воспользовавшись услугами партнерских организаций. Например, Агентство кредитной информации предоставляет доступ к «Базе залоговых автомобилей и другого движимого имущества» в режиме онлайн. Стоимость одного запроса – 300 рублей. Наличие такого реестра в открытом доступе позволяет снизить число случаев мошенничества, от которых страдают банки и добропорядочные покупатели автомобилей на вторичном рынке.
В первую очередь я решила опробовать вариант, который предполагал, что получить выписку можно дистанционно, в прямом смысле не сходя с места. По активной плашке на сайте НБКИ я перешла на сайт Агентства кредитной информации . Для получения кредитной истории в режиме онлайн необходимо завести на сайте «Личный кабинет» – перед регистрацией, как водится, мне предложили поставить «галочку» в согласии на передачу персональных данных, указав, что «ЗАО «АКИ» информирует вас о том, что гарантирует неразглашение данной информации, но оставляет за собой право на проверку ее достоверности». Также в соглашении было указано, что я не вправе отправлять запрос на получении кредитной истории другого человека, даже если располагаю его паспортными данными. После смены паспорта процедуру регистрации придется проходить заново. Кроме того, мне напомнили о простейших мерах компьютерной безопасности: пароль от личного кабинета, а также данные для доступа в ящик электронной почты, указанный в личном профиле, должны храниться в защищенном месте.
После этих формальностей я наконец попала на страницу, на которой нужно ввести персональные данные: ФИО, место и год рождения, паспортные данные. К слову, там были и такие графы: «Если вы регистрируетесь по рекомендации друга, укажите предоставленный им код», «Если вы получили промо-код, укажите его ниже для получения бонуса» – их смысл стал понятен позднее. Потребовалось указать и номер сотового телефона – на него поступило смс-сообщение со временным паролем для активации «Личного кабинета». В общей сложности это заняло минут пять.
Затем мне предложили указать адреса регистрации и фактического проживания, пояснив, что они также понадобятся для запроса кредитной истории.
Следующий шаг – активация «Личного кабинета», которая возможна несколькими способами: либо посредством отправки телеграммы или заказного письма в ближайшем почтовом отделении, либо дистанционно, на сайте. На то, чтобы внимательно прочитать пользовательское соглашение, распечатать, подписать, а затем вместе с паспортом и водительским удостоверением отсканировать и загрузить на сайт, потребовалось минут 15. Признаюсь, в этот момент меня уже начали терзать сомнения: надежно ли будут защищена персональная информация? Как было указано, «проверка документов может занять до трех рабочих дней» – мне предлагалось «заходить на эту страницу время от времени и проверять состояние учетной записи. Если страница пропадет, это означает, что активация проведена успешно и вам доступны все услуги». Эта несколько расплывчатая формулировка также вызывала сомнения, но когда я под конец рабочего дня зашла на сайт «на всякий случай», оказалось, что активация уже произошла.
Для отправки запроса на получение выписки из кредитной истории оставалось лишь пополнить баланс лицевого счета. Стоимость запроса кредитного отчета в НБКИ составляет 450 руб. Пользователям рекомендуется предварительно убедиться, что кредитная история хранится именно в НБКИ, воспользовавшись услугой «Справка из ЦККИ». Те, кто собирается контролировать свою кредитную историю регулярно, рекомендуется приобрести пакеты кредитных отчетов со скидкой: можно оплатить пакет из пяти или десяти кредитных отчетов или безлимитный доступ на два месяца.
Тарифы
Прояснилась и ситуация с бонусами: бонус в размере 150 рублей начисляется на личный счет после того, как по вашему приглашению на сайте зарегистрируется новый пользователь, указав специальный код.
Пополнить счет можно как с помощью электронного платежа, так и в отделении Сбербанка (есть возможность скачать и распечатать квитанцию) или через терминалы «Элекснет». Я выбрала электронный платеж с карты Сбербанка и по указанной ссылке перешла на сайт Robokassa.ru. Признаться, то, что запрос на получение выписки я собиралась сделать на сайте бюро кредитных историй, завести личный кабинет мне пришлось на другом сайте, а оплатить услугу – на третьем, меня несколько озадачило. Так или иначе, платеж прошел без проблем, и отчет о кредитной истории пришел через минуту. Однако ничего неожиданного выписка не содержала: запись о закрытой кредитной кате с датой финального платежа, общей сумме выплат и нулевой просрочке и задолженности, а также о действующем ипотечном кредите и сведения о запросах моей кредитной истории со стороны банков, в которые я подавала заявку на ипотеку, когда выбирала наиболее выгодную программу. То есть извлечь какую-то практическую пользу из полученной информации я не смогла.
Для чистоты эксперимента я попросила коллег опробовать другие способы получения выписки из кредитной истории: отправку запроса в НБКИ телеграммой и получение кредитного отчета в отделении банка.
Изначально вариант отправки запроса в НБКИ через телеграф попахивал нафталином – казалось бы, технологический прогресс оставил телеграфную связь далеко в прошлом. Смущало две вещи – довольно большой объем информации, который нужно отправить телеграммой (сокращениями, тчк и зпт дело явно бы не обошлось) и то, что в телеграмме необходимо указать все персональные данные – от места рождения до номера паспорта. Неизвестно, куда в случае ошибки, к примеру, в адресе могла попасть телеграмма. Однако оговорка, что работник телеграфа заверит подпись отправителя, подкупала, избавляя от необходимости посещать нотариуса и связанных с этим затрат.
Однако поиски телеграфа так и не увенчались успехом – в тех местах, где прежде располагались отделения, как оказалось, давно находятся другие учреждения. Собственно, на этом попытки отправить запрос телеграммой закончились, поскольку: во-первых, после окончания рабочего дня до закрытия телеграфа не остается времени доехать до нескольких предполагаемых мест нахождения фантомного узла связи. А во-вторых, учитывая все возможности для получения выписки из кредитной истории, которые не требуют выхода из офиса, тратить силы и время на поиск телеграфа кажется излишним.
Вариант с личным обращением в организацию, сотрудничающую с НБКИ, показался самым простым. Ближайший офис банка-агента можно узнать на официальном сайте НБКИ. Нужно сказать, что стоимость услуги у агентов разнится: одни предлагали мне кредитный отчет за тысячу рублей, другие – за 800 рублей. Из документов понадобился только паспорт.
Кстати, на сайте НБКИ представлены далеко не все офисы агентов. Этот минус дополняет и то обстоятельство, что банковский сотрудник не стал разъяснять все пункты кредитного отчета, указав лишь на наличие действующих кредитов и банки, которые за последнее время делали запросы по кредитной историей в НБКИ. Остальные сведения кредитного отчета из пяти листов мне пришлось трактовать самостоятельно. На официальном сайте НБКИ хотелось бы видеть полный список офисов агентов, стоимость услуги и постоянно обновляемую информацию, поскольку в нашем случае адрес одного из агентов был неактуален уже два месяца.