В уходящем году пенсионная система не раз серьезно перекраивалась: в конечном счете произошел возврат к зависимости размера пенсии не только от уплаченных взносов, но и от трудового стажа, а также введены повышающие коэффициенты за переработку. О том, помогут ли эти изменения обеспечить достойную старость российским пенсионерам, рассказывает председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.
– Антон Викторович, насколько обоснованы опасения о том, что существующий дефицит в бюджете Пенсионного фонда будет с каждым годом только возрастать?
– Если говорить о доходах и расходах Пенсионного фонда России, то в абсолютных показателях, как планируется, к 2016 году доходы составят около 7,7 трнл рублей, а расходы – порядка 7,4 трнл рублей. На сегодняшний день структура расходов вполне предсказуема – 84% приходится на пенсионное обеспечение. В списке источников дохода страховые взносы составляют более 3 трлн рублей – и сбор, как правило, осуществляется с превышением. По итогам этого года мы также надеемся, что перевыполним сбор страховых взносов на 3,5% по отношению к первоначальному прогнозу и на 14% больше по отношению к прошлому году. Хорошие показатели у ПФР и в части медицинского страхования – опережаем план почти на 10%.
– Будут ли проиндексированы пенсии в следующем году?
– Индексация пенсий будет произведена по тем же принципам, что и в предыдущие годы. Напомню, что 1 февраля пенсии будут проиндексированы с учетом инфляции, а 1 апреля – с учетом роста доходов Пенсионного фонда. Исходя из имеющегося на сегодняшний день прогноза, в следующем году индексация трудовых пенсий составит 8,1%, через год – 7,1%, а в 2016 году – 6,6% при условии, что уровень инфляции в стране постепенно снизится до 4,5%. Также принято решение об увеличении жилищной выплаты по уходу за детьми-инвалидами, а материнский семейный капитал вырастет с 408 000 рублей до 468 тысяч в 2016 году.
– Антон Викторович, в последнее время в прессе неоднократно поднимался вопрос как о продлении программы после 2016 года, так и о расширении возможностей использования материнского капитала. В частности, обсуждалась идея, что средства можно направлять на открытие собственного бизнеса. Скажите, стоит ли российским семьям надеяться на расширение возможностей использования сертификата?
– Этот вопрос сейчас рассматривается. Забегая вперед, могу сказать, что Минтруд уже подготовил ряд предложений, но они в основном направлены на расширение уже принятых направлений использования материнского семейного капитала: жилье и образование. Вопрос с маткапиталом непростой. Повторюсь, сейчас готовится решение о продлении этой социальной программы, высказываются различные мнения на этот счет. В любом случае у законодателей еще есть время подумать над этим до 2016 года. Между тем я хотел бы подчеркнуть, что большая часть сертификатов по-прежнему направляется на улучшение жилищных условий. Однако отмечу и другую тенденцию: полностью использованы только около 25% выданных сертификатов.
– Планируя рождение второго ребенка, семьи, особенно молодые, надеются на получение маткапитала – для многих это является важным аргументом. Какие еще дополнительные стимулирующие меры планируется предпринять для улучшения демографической ситуации?
– В правительство уже внесено решение, согласно которому еще на полтора года будет увеличен срок ухода за ребенком, в течение которого мать будет получать выплаты из федерального бюджета. Я считаю, что это также является мерой поддержки семей для рождения вторых и третьих детей.
– Как уже известно, в уходящем году страховые взносы для индивидуальных предпринимателей выросли почти до 36 тысяч рублей. В связи с тем, что произошло двукратное увеличение взносов в Пенсионный фонд, предприниматели продолжают сворачивать бизнес или уходить в тень. Получается, что бизнес по закону оказался для предпринимателей непосильным?
– Извините, а что вы предлагаете? Чтобы государство так просто всех содержало? Предприниматели же свои пенсионные права не вырабатывают… Конечно, есть и такой вариант: не платить им социальную пенсию – значит, придется либо рассчитывать только то, что бизнес обеспечит до конца дней, либо переходить в наемные работники. Сейчас во многих странах предприниматели платят полный тариф. У нас же все просто привыкли, что государство их содержит, что тем, кто не работает, выплачивают больничный. Мы понимаем, что принятая система взносов трудна для бизнеса, что малый бизнес в стране необходимо поддерживать. Однако мы исходили из того, что если власти конкретного региона заинтересованы в том, чтобы малый бизнес был, потому что в области экстренная ситуация, нет рабочих мест, то малый бизнес будут субсидировать из бюджета, а предприниматели будет платить минимальный платеж, который обеспечивает пенсионные права. А в противном случае получается ситуация, что предприниматели не выплачивают взносы, но все равно получают субсидии – и что это за экономика такая получается?
– Согласно новой пенсионной формуле государство стремится стимулировать россиян к более позднему выходу на пенсию. Так, если пять лет работаешь, не получая пенсию, ее размер возрастает чуть ли не в полтора раза. Однако есть такой нюанс: чтобы «отбить» эти пять лет дополнительного стажа, человеку надо прожить после выхода на пенсию хотя бы десять лет. А мужчины и сегодня нередко не доживают до 65 лет. Как быть с этим?
– Во-первых, мужчины стали жить дольше, так что женщины могут не переживать. (Смеётся.) Я надеюсь, что через десять лет, когда пенсионная система окончательно заработает, российские мужчины будут жить еще дольше, если, конечно, будут приниматься меры по здравоохранению, по технике безопасности на производстве и другие меры. Если серьезно, я скажу очень простую вещь. Те самые «недополученные» деньги вы на пенсии сможете получите максимум в течение пяти-семи лет.
– Антон Викторович, этот год для Пенсионного фонда, для россиян стал знаковым: пенсионное законодательство менялось практически каждый день. Даже мы, журналисты, порой не успевали отслеживать поправки, а многие россияне сейчас отказываются воспринимать пенсионное законодательство и разбираться, опять-таки ссылаясь на стремительность перемен. Как можно побудить задуматься о будущей пенсии?
– Как говорится, колхоз – дело добровольное. На мой взгляд, стоит донести до граждан простые истины. Первое – это то, что государственная пенсия всегда будет маленькой. Максимум – 40 процентов от средней заработной платы. Второе – это то, что работник должен получать белую зарплату и следить за тем, чтобы предприятие своевременно перечисляло страховые взносы. И третье – необходимо самостоятельно стараться разобраться: каким будет размер будущей пенсии, как можно его увеличить? Тем, кто этого не понимает, я рекомендую обратиться за консультацией в Пенсионный фонд, продумать свою пенсионную стратегию. Это как медицинский осмотр – никому не помешает. Если жить только сегодняшним днем, сами знаете, чем это обычно заканчивается.
– Можно ли надеяться на то, что через пять-десять лет российские пенсионеры будут так же счастливы, как и иностранные?
– Представление о счастливых западных пенсионерах, которые все такие довольные и ухоженные высыпают из туристического автобуса, – это миф. Я специально интересовался пенсионной системой в развитых странах. Так, в Германии, Франции средняя государственная пенсия – тысяча евро, в странах Восточной Европы еще ниже – 850 евро – и это при их уровне заработной платы. Однако при этом стоит учесть, что к моменту выхода на пенсию у них уплачена медицинская страховка. Во-вторых, выплачен ипотечный кредит на дом. В-третьих, практически все европейские пенсионеры участвуют в добровольном страховании жизни, хранят существенные накопления на депозите в банке. Таким вот образом западные пенсионеры и живут. Не совсем правильно утверждать, что они так просто сидят, а государство им выплачивает такую огромную пенсию, что они могут путешествовать по миру и ни в чем себе не отказывать.
Фото: Фото с сайта Pfrf.ru