Число автомобилей на дорогах российских мегаполисов резко возросло, соответственно, увеличилось число аварий. Сегодня, по данным дорожной полиции, ежедневно в крупных городах происходит в среднем 100 столкновений машин с материальным ущербом.
В последнее время по улицам многих российских городов стало сложно передвигаться на транспорте не только в часы пик. Причины – большое количество машин, узкие дороги, отсутствие удобных развязок, ремонт дорог и аварии на каждом шагу. Немалая часть аварий приходится на неопытных водителей, кроме того, проблем добавляет отсутствие культуры поведения на дорогах. Ежедневно в крупных городах происходит в среднем 100 столкновений машин с материальным ущербом.
Как рассказывает начальник управления урегулирования убытков по автострахованию и страхованию автогражданской ответственности компании «СОГАЗ» Алексей Карпицкий, нагрузка на специалистов страховых компаний в связи с ростом количества выплат возросла, приходится открывать дополнительные вакансии и привлекать персонал в подразделениях по урегулированию убытков.
«Ситуация с «автогражданкой» сейчас довольно напряженная», – соглашается директор филиала ООО «БИН страхование» Игорь Смурага. По его словам, частота наступления страховых случаев за шесть месяцев 2013 года увеличилась на 12% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, примерно на 10% возросла величина среднего по рынку убытка.
«На данный момент уровень выплат за шесть месяцев 2013 увеличился на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, а рост страховой премии составил всего 7%, по итогам года тренд на увеличение уровня выплат усилится. Действительно, для страховщиков ОСАГО сейчас довольно сложный период, – говорит Игорь Смурага. – Понятно, что при планируемом увеличении лимита выплат до 400 тысяч по «железу» и 500 тысяч рублей по жизни и здоровью соответственно вырастут и выплаты страховщиков», – отметил Игорь Смурага.
Эксперт считает, что единственный выход из такой ситуации – увеличивать стоимость полиса ОСАГО.
Законопроект об увеличении размера страховых выплат в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности по ущербу жизни и здоровью пострадавших со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей и лимита за имущественный вред со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей был принят в первом чтении весной 2013 года. Во втором чтении дума должна рассмотреть документ в осеннюю сессию. Большинство экспертов придерживаются точки зрения о том, что он все-таки будет утвержден.
Директор филиала ОСАО «Россия» Дмитрий Бикеев согласен с коллегой. Он отметил, что в связи увеличением размера средних выплат по ОСАГО, а также изменением схемы расчета убытков, те суммы, которые начисляются сейчас при оценке ущерба судами, приносят страховщикам большие убытки.
Любопытно, что несмотря на это ситуация с выплатами по ОСАГО улучшилась.
«Сегодня 85% страховых компаний платят вовремя, однако напряжение у граждан не спадает в связи с отсутствием единой методики расчетов убытков. Как только появится единая методика, станет легче жить и страховщикам, и гражданам», – отмечает Игорь Смурага.
В дорожной полиции говорят о другой проблеме – из-за роста числа аварий их участникам часто приходится достаточно долго ждать инспекторов ГИБДД, что вызывает большое недовольство среди водителей. Как правило, многие просто не знают о возможности упрощенного оформления аварий, либо боятся, что Госавтоинспекция или страховая компания не примут самостоятельно оформленные документы.
На самом деле, все достаточно просто. Если в аварии пострадали только два автомобиля, один из водителей признает за собой вину и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, автовладельцы вполне могут составить схему, не дожидаясь инспектора. Данное право закреплено в п. 2.6 Правил дорожного движения.
Схема столкновения может быть составлена на обычном чистом листе бумаги с указанием даты и времени события. Нужно схематично нарисовать расположение машин, улиц, по которым вы ехали, подписать модели автомобилей, указать свои фамилии и поставить подписи. Измерять при этом ничего не нужно. Если есть возможность, можно сфотографировать аварию на телефон и показать потом инспектору. С этой бумагой водители могут обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД.