«Пластик», безусловно, удобен при расчетах, но в самый неподходящий момент техника может отказать, и владелец карты рискует оказаться на «нуле». Такое предостережение банки могли бы печатать на картах. Ситуация усложняется, когда технический сбой усугубляется пресловутым человеческим фактором.
В выходной день все банкоматы банка, выпустившего мою зарплатную карту, как по команде вышли из строя. Устройства по несколько минут «пережевывали» карточку, затем без объяснения причин прерывали операцию и выплевывали «пластик» обратно. А мне в тот день нужно было обязательно снять деньги с карточки – в кошельке было пусто. У первого банкомата уже образовалась приличная очередь, и, когда очередной клиент после длительного «зависания» с грустным видом отошел в сторону, я поняла, что тут стоять бессмысленно, и побежала к следующему терминалу. Поначалу банкомат повел себя так же, как и предыдущий бездушный механизм: моргнул красным крестом и отказался выдать наличность. Я сделала нервный круг по магазину, вернулась к банкомату и ожесточенно втолкнула карту в щель. Устройство опять подвисло на пару минут, а потом, осторожно жужжа, выдало карточку и затихло. На телефон тут же пришла СМС: «Выдача наличных произошла успешно».
И тут у меня в голове, как и в системе банкомата, произошел сбой. Я подумала примерно так: «Деньги со счета списались, значит, система заработала. Но банкомат деньги не выдал, значит, он еще не оклемался. Сниму деньги в другом банкомате». И я кинулась к стоящему по соседству банкомату другого банка. Но вместо денег получила чек, что «Транзакция отклонена», а телефон опять же сообщил, что выдача наличных (1000 рублей с комиссией 100 рублей) выполнена успешно. После этого я впала в ступор и чуть не начала тревожно мигать. К счастью, списанная банкоматом родного банка тысяча вернулась через пять минут, а вот деньги из чужого банкомата, как я ни гипнотизировала телефон, так и не пришли обратно на счет. Разговор с оператором по телефону горячей линии ничего не прояснил. Во-первых, вокруг бегали и пищали дети, которые остались без кино и попкорна, во-вторых, оператор после каждой фразы сообщала: «Теперь вам придется немного подождать» и включала музыку, так что, когда она возвращалась на линию, я уже теряла логическую нить беседы. В итоге мне сообщили, что «Данная операция прошла как отказная». Но для того, чтобы узнать, что это означает, надо было пообщаться с другим отделом банка.
Через три дня я отпросилась на работе и пошла в отделение своего банка. Меня вдохновляла история моей коллеги, которая просто забыла взять деньги из банкомата, и ей их благополучно вернули. Девушка-консультант встретила меня доброжелательно, но не могла понять, чего я добиваюсь, и просто распечатала бумажку с остатком по счету. Я недоуменно посмотрела на бумажку, потом на девушку, а она – с таким же недоумением – на меня. Когда мы все-таки перешли к детальным расспросам, мне удалось объяснить, что банкомат, которым меня угораздило воспользоваться, «чужой». «А, ну тогда вам надо в тот банк идти, – облегченно сказала консультант. – Это же не наш банкомат. Вы там напишите заявление, и они посмотрят, кто, сколько снимал в тот день в этом банкомате». Напоследок я взяла еще одну выписку, где все операци были почему-то датированы 1 октября, и ушла. Вернуться пришлось уже на следующий день. В банке, чей банкомат меня так жестоко обманул, мне сказали, что моего визита не ждут, и заявление надо писать именно в моем банке, а он уже перешлет мое заявление к ним. Удивительно, но так и произошло. Консультант в другом окошечке тут же выдала мне специальный бланк для заявления. Все это заняло минут десять. Еще на одном листе я изложила претензию в произвольной форме. «Прошу вернуть тысячу рублей и 100 рублей комиссии». Пробежав записку взглядом, консультант сразу же предупредила, что комиссию возвращать не будут. Из любопытства я поинтересовалась: «Почему?», ведь по факту операция не была совершена. Но из ответа ничего не поняла, кроме того, что задавать такие вопросы также глупо, как спрашивать: «Почему круглое – не квадратное?».
Тысяча рублей вернется (если вернется) только через две недели или через 20 дней. Так мне пообещала девушка-консультант. А вообще в банке мне пояснили, что срок рассмотрения подобных обращений составляет до 180 дней, но может меняться в зависимости от сложности конкретной ситуации и скорости ответа банка, которому принадлежит банкомат. Словом, я решила отказаться от привычки ходить исключительно с «пластиком» и вернуться в прошлый век – к бумажным деньгам.