Бизнес Страховщики осваивают Интернет

Страховщики осваивают Интернет

Прямое страхование (или direct insurance) должно переживать рост параллельно с реактивным развитием Интернета. Как это зачастую и бывает, широко распространенное на Западе у нас прямое страхование только начинает приживаться...

Прямое страхование (или direct insurance) должно переживать рост параллельно с реактивным развитием Интернета. Как это зачастую и бывает, широко распространенное на Западе у нас прямое страхование только начинает приживаться.

Классическая схема взаимодействия человека со страховой компанией предполагает непосредственный контакт человека с представителем страховщика, а точнее – личное присутствие последнего. Стороны получают по два экземпляра полиса с «живой подписью» на каждом. Direct insurance предполагает оформление полиса «напрямую»:

  • по телефону. В этом случае все консультации и расчеты проводятся на расстоянии, а вам могут привезти уже заполненный полис, который останется только подписать;

  • по Интернету. Это более перспективный вид (интернет-страхование), позволяющий узнать информацию, получить консультацию, выбрать оптимальный вариант, произвести оплату и получить полис от приехавшего курьера.

В Великобритании 70% от объема розничного страхования приходится на полисы, проданные без всяких агентов – через Интернет. В России доля прямого страхования не достигает и половины процента.

Однако кризис побудил страховщиков пересмотреть свой подход к традиционным каналам продаж – они ищут новые, более экономичные варианты. Даже крупные универсальные компании открывают специальные интернет-порталы, колл-центры, где можно купить полис без всяких посредников. «В декабре 2009 года «Росгосстрах» запустил новый сайт, который дает возможность общаться со страховыми консультантами в режиме онлайн, получить разъяснения по продуктам, заказать полис. Сайт понятен и удобен в использовании для любого посетителя. Он дополняет имеющиеся каналы продаж (агентская сеть, офисы продаж, партнерский канал), а не конкурирует с ними. «Росгосстрах» по-прежнему использует единую систему тарифов и урегулирования убытков, а также единые для всех регионов страны страховые продукты», – рассказывает пресс-секретарь филиала ООО «Росгосстрах» Динара Шарипова.

Драйверами директ-страхования сегодня являются, в первую очередь, моторные виды страхования, такие как ОСАГО и КАСКО, считает руководитель Департамента рекламы и PR ОСАО «Россия» Андрей Коженков. Собственно, в этом отечественный рынок мало отличается от европейских: автострахование везде выступает драйвером direct insurance.

Но в то же время, по мнению Андрея Викторовича, на базе отработанных процедур по продаже полисов по этим видам достаточно быстро могут быть запущены аналогичные программы и по другим направлениям страхования.

В «Росгосстрахе» считают заблуждением то, что автострахование является «двигателем» директ-продаж. «Это заблуждение, пришедшее в Россию из европейской практики развития этой модели продаж: в Европе прямое страхование действительно началось с автострахования (Direct Line). Мы считаем, что любые розничные виды страхования должны и могут продаваться и будут востребованы интернет-аудиторией. Ровно поэтому при запуске нового сайта компании мы предложили клиентам сразу семь калькуляторов по самым разным видам», – поясняет Динара Шарипова.

Впрочем, назвать прямое страхование в России direct insurance можно только условно, считают некоторые эксперты. Дело в том, что за границей оформленный полис, приобретенный через Интернет, можно получить по почте или самостоятельно распечатать на принтере. У нас же несколько другие требования законодательства, регулирующего страховую отрасль. В частности договор страхования должен быть заключен только в письменной форме. Никакие электронные подписи не действительны. А закон об ОСАГО предписывает страховщикам вручать полис страхователю лично, причем сам его бланк является документом строгой отчетности.

В страховой компании «Согласие», схема direct insurance работает следующим образом. Клиент оформляет на официальном сайте заявку, ее офлайн рассматривают операторы и передают в соответствующие продающие подразделения. Затем сотрудники этих отделов контактируют с клиентом и, наконец, продают – либо клиент сам приезжает в офис, либо полис ему доставляет курьер. И, по словам заместителя генерального директора СК «Согласие», директора Департамента розничного бизнеса СК «Согласие» Сергея Фролова, назвать такие продажи прямыми в полной мере нельзя.

Кроме того, в настоящее время в компании работает отдел оперативного страхования, который обслуживает клиентов СК «Согласие» при пролонгации. «На деле это выглядит так: накануне истечения срока действия договора сотрудник колл-центра звонит клиенту и интересуется, предлагали ли ему уже продлить договор. Если нет, то клиент перенаправляется в отдел оперативного страхования, где ему продлевают контракт. То есть в данном случае колл-центр используется для сохранения имеющихся клиентов и роста уровня пролонгации», – поведал Сергей Фролов.

Развивают direct insurance и в «Ренессанс-страховании». «Direct Insurance (прямые продажи в страховании) предполагает такую модель сотрудничества страховой компании с клиентом, в которой клиент берет на себя часть работы компании по оформлению договора. Клиент заполняет анкету, предоставляет данные о себе и об автомобиле, которые сразу автоматически попадают в базу данных компании. Клиент приходит в компанию напрямую через колл-центр или интернет-сайт. В результате страховая компания сокращает свои операционные расходы. За счет этой экономии клиенту предоставляется скидка от базового тарифа компании», – рассказывает директор филиала Группы «Ренессанс страхование» Гульнара Гумарова. Продвижением direct-продаж занимается «АльфаСтрахование». Интернет-магазины существуют в «Росно» и «Уралсибе». В «Ресо-гарантии» для direct-страхования был даже разработан специальный продукт «Ресо-экспресс».

В чем заключаются преимущества (или минусы) direct insurance?

Главное преимущество – это возможность предоставить своим клиентам более выгодное предложение, а также интерактивность. «Это удобно клиентам – активным пользователям Интернета. Различным клиентам необходимо предоставлять различные возможности: кто-то хочет зайти в офис компании, кто-то – подробно обсудить детали страхования с профессиональным агентом, а в последнее время активно растет сегмент клиентов, которым удобнее все детали продуктов и услуг узнать в Интернете, по максимуму заполнить все данные и заказать полис», – считает Динара Шарипова.

Основное преимущество прямых продаж, по мнению Гульнары Гумаровой, в их прозрачности: клиент имеет возможность самостоятельно контролировать процесс покупки и выбор продукта, находясь при этом у себя дома. В частности это дает возможность реализовывать полисы круглосуточно.

Говоря о преимуществах прямого страхования, часто можно услышать тезис о том, что таким образом создается устойчивая клиентская база компании. «Однако нельзя быть уверенным, что новый клиент, пришедший в компанию таким образом, останется с ней навсегда: все зависит от финансовой устойчивости страховщика, качества урегулирования убытков и его дальнейшей ценовой политики. К несомненным преимуществам этого канала продаж я бы отнес возможность бесконфликтных отношений с брокерами и агентами: не задевая их интересы, мы можем предлагать кросс-продажи напрямую клиенту. К недостаткам можно отнести высокую стоимость содержания расширенного штата и сопровождения IT-решений», – говорит Сергей Фролов.

Запуск direct-канала действительно требует больших затрат на рекламу, маркетинг, сопровождение IT-решений и не гарантирует быстрой окупаемости.

«Одна из основных проблем на пути внедрения технологий директ-страхования – необходимость их интеграции в существующую бизнес-модель страховых компаний – как в части разработки современной IT-платформы, так и с точки зрения формирования другого качественного уровня работы колл-центров и служб поддержки прямых продаж на последнем этапе реализации программ директ-страхования. Именно понимание необходимости взвешенного решения всех этих задач обусловило то, что в нашей компании полномасштабный запуск программы директ-страхования был отложен. В настоящее время платформа директ-страхования готовится к запуску», – сообщили в департаменте рекламы и PR ОСАО «Россия».

По мнению участников рынка, кризис послужит развитию прямых продаж.

«Безусловно, прямое страхование в условиях кризиса получило дополнительный импульс как со стороны страховщиков (сокращение издержек и попытка привлечь новых клиентов), так и со стороны страхователей (поиск лучших цен, более тщательное изучение условий, причем это касается как занятых людей с постоянной нехваткой времени, так и людей, временно потерявших работу). Однако не стоит забывать, что сегодня у людей уже есть опыт страхования, поэтому большинство потребителей выбирают компанию не по тому, как она продает полисы, а по тому, как она урегулирует убытки. В условиях кризиса проблема сохранения имущества становится особенно актуальной, так что наличия у компании канала прямых продаж при отсутствии развитой инфраструктуры урегулирования убытков будет недостаточно, для того чтобы привлечь страхователей», – констатирует Динара Шарипова.

Список страховых компаний, в той или иной мере использующих Интернет и колл-центры для продаж полисов, постоянно расширяется. «Интерактивные способы осуществления продаж начали прорабатываться в ОСАО «Россия» еще до кризиса. В то же время, этот проект не являлся данью модной тенденции, а изначально рассматривался исключительно с точки зрения его бизнес-содержания. Именно поэтому в настоящее время мы продолжаем тщательную проработку самой платформы для запуска полноценного проекта», – рассказал Андрей Коженков.

В кризис изменилось поведение многих страхователей – они стали экономить, более избирательно подходить к стоимости полиса. С другой – снизились расходы самих прямых страховщиков на рекламу. По оценкам экспертов «КИТ Финанс Страхования», в 2010 году direct-рынок вырастет на 60-80%. «Прогресс остановить невозможно, и, несмотря на то, что в ближайшей перспективе будущее директ-страхования видится не столь радужным, как многим хотелось бы, в среднесрочной перспективе трех-пяти лет данный канал продаж будет формировать существенную долю клиентского портфеля страховых компаний, поскольку директ-страхование традиционно позитивно воспринимается страхователями ввиду своей более привлекательной ценовой составляющей», – считает руководитель департамента рекламы и PR ОСАО «Россия» Андрей Коженков.

«Судя по мировому опыту, в силу удобства и прозрачности прямые продажи очень быстро завоевывают рынок. В 1985 году английская компания Direct Line Insurance первой на рынке начала продавать полисы по телефону, а с 1997 – и через Интернет. Уже через 10 лет почти половина сборов по автострахованию приходилась на прямые продажи. Столь же успешным оказался опыт запуска прямых продаж и в других странах. А рост финансовой грамотности населения и интернет-продаж в различных отраслях позволяет говорить о хороших перспективах direct-страхования и на отечественном рынке. Согласно недавно проведенному Группой «Ренессанс страхование» совместно с крупнейшим автомобильным порталом Auto.ru опросу, 68% респондентов высказали желание купить полис КАСКО или ОСАГО через Интернет. В результате, по нашим прогнозам, в перспективе за пять лет прямые продажи займут порядка трети отечественного рынка автострахования», – говорит Гульнара Гумарова.

Эксперты «Росгосстраха» полагают, что уже через три-четыре года интернет-канал будет занимать существенную долю продаж в больших городах. «Прямое страхование не скоро достигнет доли, которую занимает аналогичный канал продаж в Европе (особенно в Великобритании), однако темп роста спроса и предложения существенно опережает скорость развития этого сегмента, которая наблюдалась в Европе 10-15 лет назад. Мы считаем, что уже через 3-4 года интернет-канал будет занимать существенную долю в больших городах России. Существенное влияние на скорость роста доли будет оказывать количество новых игроков прямого страхования, их рекламная и маркетинговая активность, а также уровень надежности и сервиса, который они предложат клиентам. Как следствие, скорость развития концепции direct insurance будет определяться скоростью признания населением нового канала и бизнес-модели. Основных игроков будет 5-10, из них 3-4 компании будут доминировать в сегменте», – резюмирует Динара Шарипова.

Более осторожны в своих прогнозах эксперты «Согласия». «Что касается СК «Согласие», то мы намерены использовать прямое страхование как один из каналов продаж наряду с другими каналами, но в 2010 году не планируем развивать его как ключевое направление», – отметил Сергей Фролов.

Как пояснили в «Росгосстрахе», основных препятствий на пути развития прямого страхования два. Во-первых, после продажи нужно обеспечить самый главный сервис страхования – качественное, своевременное, справедливое урегулирование убытков, а для этого необходима не только и даже не столько интернет-функциональность, сколько развитая по стране сеть по приему и обработке документов, а также ресурсы по возмещению убытков. Вторым ограничителем являются некоторые требования законодательства, например, печать полисов на бланках Гознака (ОСАГО) и необходимость личного оформления и подписи на документах, о чем, собственно, было сказано выше.

Тем не менее, нужно полностью отдавать себе отчет в том, что переход к этому новому состоянию рынка потребует существенных усилий со стороны страхового сообщества. При том что сегодня клиентская инфраструктура (возможность и желание купить продукт через Интернет) гораздо лучше развита и готова в мегаполисах, чем предложения страховых продуктов и услуг со стороны страховых компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления