Финансовый кризис привел к сокращению объемов продаж страховых услуг. Проблемы, стоящие перед страховой отраслью, нуждаются в скором решении. Ряд проектов, способных оказать благотворное влияние на страховой рынок, уже находится в разработке.
Уже долгое время в России идет речь о необходимости разработки системы оценки стоимости человеческой жизни и здоровья. Эксперты полагают, что законодательное закрепление новых норм станет революцией в сфере страхования. Однако стоит отметить, что при подобной методике расчета стоимость наиболее востребованных страховых продуктов – в том числе и полиса ОСАГО – может возрасти в разы. Так, по словам заместителя руководителя департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, в недрах министерства разрабатываются единые стандарты определения убытков по рискам ущерба жизни и здоровью граждан, а также по имущественному ущербу. «В течение года мы намерены сконцентрировать внимание на разработке единых подходов по определению ущерба жизни и здоровью граждан применительно к обязательному страхованию автогражданской ответственности», – рассказала Вера Балакирева на прошедшей недавно в Москве ежегодной международной конференции по страхованию, организованной Всероссийским союзом страховщиков.
В прошлом году в России уже были приняты изменения в Воздушный кодекс, согласно которым лимит ответственности страховых компаний при страховании авиапассажиров увеличен до двух миллионов рублей. Теперь же Минфин намерен провести соответствующие экономические расчеты и оценить, насколько принятие аналогичных поправок в закон об ОСАГО может изменить действующие базовые тарифы. Кроме того, по словам Веры Балакиревой, Минфин планирует расширить категорию лиц, на которую распространяются выплаты по ОСАГО. В частности, предполагается, что выплаты по риску «смерть» будут полагаться не только в случае потери кормильца иждивенцам, но также и другим членам семьи. Помимо этого ведомство рассматривает возможность перехода на фиксированные выплаты пострадавшим в ДТП в зависимости от тяжести полученных ими травм.
Напомним, сегодня подобная система применяется страховыми компаниями при определении выплат по добровольному страхованию от несчастного случая. В других странах часто применяется схема, когда страховщик вынужден сам покрывать все доказанные затраты и потери пострадавшего в ОСАГО. На сегодняшний день в России максимальные выплаты в случае причинения ущерба жизни и здоровью установлены в размере 60 тысяч рублей, при этом зачастую страховые компании находят множество предлогов, чтобы сократить уровень выплаты до минимума.
Однако уже сейчас можно смело говорить о том, что платить за грядущие нововведения снова придется автовладельцам. По словам первого заместителя генерального директора страховой компании Росгосстрах Дмитрия Маркарова, поправки в законодательстве об оценке стоимости человеческой жизни на уровне двух миллионов рублей во всех видах страхования приведут у удорожанию ОСАГО в 1,5-2 раза. По его оценкам, будет изменен не только размер выплат, но и система осуществления возмещения. То есть предполагается, что выплаты будут производиться уже по самому факту травмы или гибели. Отметим, сегодня в России действует система, по которой пострадавшим оплачиваются только фактические затраты на лечение и погребение. При этом чаще всего лечение производится по полису обязательного медицинского страхования, поэтому никаких трат сама страховая компания не несет.
По словам Дмитрия Маркарова, в финансовом ведомстве пока питают иллюзии, что при таком существенном изменении системы выплат по ущербу жизни и здоровью будет достаточно лишь 30% увеличения тарифа по ОСАГО. «Только увеличение выплат по жизни и здоровью должно привести к удвоению тарифов. Летом мы будет обсуждать с Минфином этот вопрос», – добавил он.
При этом в настоящее время, по его оценкам, на рынке существует достаточно факторов, говорящих о необходимости повышать тариф. Один из ключевых из них – рост страховых выплат над премиями. Кроме того, за три последних года уровень выплат увеличился на 75%, тогда как показатель взносов возрос всего на 50%. О необходимости повышения тарифной сетки говорит и высокий уровень инфляции в стране и, как следствие, рост стоимости запчастей и нормо-часа, а также удорожание автопарка в целом. По его оценкам, за последние четыре года число страховых случае увеличилось более чем на 50%. Кроме того, за последние годы значительно возрос размер средней выплаты по ОСАГО, а также увеличилось число неопытных водителей на дорогах.
Дмитрий Маркаров уверен, что экономический кризис лишь ускорил назревавший кризис в ОСАГО, который был фактически запрограммирован тем, что тарифы долгое время оставались неизменными. Тенденцию подтверждает и консолидация страхового рынка. Так, если раньше с рынка ОСАГО в среднем уходило порядка пяти компаний в год, то только после 1 марта 2009 года с рынка уже ушли пять компаний, и статистика говорит о том, что сложившаяся на рынке тенденция будет продолжаться. Кроме того, по данным на середину мая, из гарантийного фонда и фонда компенсационных выплат РСА была выплачено свыше 1,5 миллиарда рублей, причем 98% этих средств были выплачены по долгам компаний, лишенных лицензии.
Генеральный директор компании «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов уверен, что российский страховой рынок нуждается в упрощении систем регулирования, контроле за добросовестной конкуренцией и поддержке крупнейших компаний, которые станут основой возрождения отрасли после кризиса. Вероятным сценарием развития эксперт видит консолидацию отрасли и банкротство компаний. Во многом это произойдет из-за отсутствия в России законодательно закрепленных процедур банкротства страховых компаний или передачи портфеля до банкротства. Кроме того, продуктивной работе рынка, по его словам, мешает отсутствие алгоритма принятия решения о санации страховщика и отсутствие политики по поддержке страхового рынка на уровне государства.
Отметим, согласно данным Федеральной службы страхового надзора, по итогам прошлого года страховой рынок в целом вырос на 22%, а «целевые» сегменты на – 14%. По словам Владимира Скворцова, за первый квартал текущего года общее падение страхового рынка составило порядка 8% (кроме обязательного медицинского страхования).
При этом по оценкам аналитиков, именно «целевые» сегменты приносят страховым компаниям порядка 60% сборов. «Очевидно, что кризис уже проявляется в страховой индустрии, – отметил Владимир Скворцов. – Сборы будут падать, что в первую очередь отразится на небольших игроках. Однако и крупные страховщики должны быть готовы к тому, чтобы вместе вести бизнес более жестко и эффективно. Сегодня, как никогда, во главу угла уже должны быть поставлены качество и прибыльность бизнеса».
Игроки рынка уверяют, что основные риски страхового рынка России связаны с сокращением объемов кредитования, снижением занятости населения и, как следствие, стагнацией сборов по добровольному медицинскому страхованию. Кроме того, немаловажными факторами стало снижение темпов строительства, падение доходности инвестиционных инструментов, а также снижение качества инвестиционного портфеля страховых компаний.
Однако крупные страховые компании смотрят в завтрашний день с оптимизмом: финансовый кризис может благотворно сказаться на страховой отрасли, так как с рынка будут вынуждены уйти мелкие и недобросовестные игроки. Эксперты уже сейчас отмечают рост числа заявок на продажу небольших страховых компаний. Однако, как отмечает Владимир Скворцов, «продать в обозримом будущем никому ничего не удастся, так как портфели многих продающихся компаний убыточны, это слишком рискованно, а покупать компании «за ноль» уже невозможно».
Заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев считает, что сейчас не время рассматривать страховые компании в качестве инвестиций. «В скором времени можно будет дешево купить компании, входящие в ТОР-50 страхового рынка. В зоне риска сейчас находятся компании, активно наращивающие страховой портфель за счет демпинга, а также специализирующиеся на автостраховании либо ориентированные на банковский канал продаж или инвестирующие в рискованные инструменты», – уверяет он. По его оценкам, наибольший вклад в падение страхового рынка внесут автокаско, страхование имущества юридических лиц, добровольное медицинское страхование и страхование от несчастного случая. По оценкам экспертов, если на начало года в стране было зафиксировано 786 страховых компаний, то уже к концу года их число может снизиться до 400-500.
Партнер департамента аудита и консультационных услуг финансовых институтов, партнер компании PricewaterhouseCoopers Владимир Демушкин рассказывает, что семь из десяти крупнейших российских страховых компаний имеют в структуре своего портфеля 11% – ОСАГО, 34% – каско, 21% – страхование имущества, 4% – страхование ответственности, 31% – прочее. «В целом по рынку коэффициент убыточности по ОСАГО составляет 69%, по каско – 72%», – добавляет он.
Владимир Демушкин отмечает, что в текущем году стоит ожидать увеличения сборов в регионах. При этом определяющими факторами при выборе страховой компании станут известность бренда и качество предоставляемых услуг. Мелкие компании, которые прежде имели некое преимущество в глазах клиентов за счет демпинговых тарифов, останутся не у дел. Также стоит ожидать концентрации на банковской отрасли, обесценивания активов, покрывающих страховые резервы, банкротства некоторых банков, вскроется недостаточность страховых резервов, а также скажутся на рынке валютные риски.
Игроки рынка уверены, что государству необходимо поддерживать страховую отрасль для минимизации рисков банкротства, а также обеспечивать поддержку крупных компаний. Кроме того, необходима разработка процедуры банкротства и передачи портфеля проблемных страховщиков, так как сегодня довольно трудно добиться спокойного ухода компаний с рынка. Уже сейчас становится ясно, что страховая отрасль нуждается в кардинальных переменах, и мировой финансовый кризис только увеличивает актуальность быстрого принятия решений, которые уже давно назрели.
Фото: Фото с сайта Img1.sibnovosti.ru