Нелегкое время диктует свои условия, и мы вынуждены меняться, подстраиваться и оперативно принимать решения, не откладывая дела в долгий ящик. Ситуацию нельзя спрогнозировать, а действие нужно предпринять. Как не сделать необдуманный шаг и одновременно принять верное и эффективное решение? Можно ли избавить себя от мучительных и бесполезных сомнений? Бизнес-тренер Владислав Коробейников уверен: если в момент выбора дать решению время «созреть», то удастся не только успешно реализовать задуманное, но и никогда не пожалеть о сделанном.
В июне прошлого года Владислав Коробейников уже становился собеседником сайта. Тогда интервью с бизнес-тренером вызвало широкий читательский резонанс: актуальность бизнес-тренингов, тренингов на командное взаимодействие, а также тренингов личностного роста и деловых игр, то есть то, чем, собственно, и занимается специалист, была на пике интереса. Она и сейчас не исчезла, но случившийся экономический кризис внес свои корректировки.
По словам Владислава Коробейникова, потребность в бизнес-тренингах осталась, ведь о развитии компании и своих сотрудников руководство думает и сегодня. Также собеседник отметил, что произошло смещение акцентов с навыковых программ, например, «Продажи», в сторону тренингов, связанных с состояниями участников. Так, тренинги, посвященные работе с тревожностью персонала (в первую очередь, продавцов и руководителей), разработке новых эффективных действий, стали занимать в расписании бизнес-тренера больше времени, чем в докризисное время. Эффект этих программ особенно силен, когда старый, наработанный «багаж» уже не дает ожидаемых бизнес-результатов и надо двигаться вперед.
«Конечно, такой определенности и временной перспективы, как раньше, сейчас нет, – признается собеседник сайта, – все проекты идут в краткосрочном режиме. Но опытный бизнес-тренер без работы не останется. У меня, например, за последний год появилось два долгосрочных международных проекта». Отметим, что за плечами господина Коробейникова тренинги в таких компаниях, как DANON, Schwarzkopf & Henkel, EGIS, UNILEVER, Wrigley, Boehringer Ingelheim, «Вимм-Билль-Данн», «Челиндбанк», «Мособлфармация», «Южно-уральская железная дорога», «Петербургская сбытовая компания» и многих других.
«Сегодня люди испытывают страх за свое будущее, – продолжает специалист. – Они боятся принимать важные решения, справедливо сомневаясь в их оправданности и верности». Поэтому на первый план, как считает бизнес-тренер, выходит умение человека вовремя и безошибочно сделать нужные шаги. Согласитесь, хотя бы раз в жизни любой человек испытывал острое разочарование от последствий необдуманного шага и тратил внутренние силы, жалея: «Если бы я тогда поступил иначе, все было бы по-другому». В нынешней ситуации эти слова приобретают особенное значение: мы стали больше сомневаться, нас смущает неизвестность, отсутствие стабильности и захлестывают эмоции.
«Принимая решение, человек нередко руководствуется даже не чувствами, а эмоциями, – говорит Владислав Коробейников, – а эти понятия сильно различаются. Чувства и эмоции, как штепсель и розетка, «работают в паре». Однако эмоции поверхностны: они лишь внешне отражают глубинное чувство. Так, радость или грусть – это чувство, а смех или слезы – эмоция». Понять разницу и важность этих ощущений помогает модель принятия решений на примере... бокала пива.
В этом случае само пиво выступает в роли чувств, а пена – в роли эмоций. Если развивать подобную аналогию, то процесс принятия решения оказывается похожим на процесс, происходящий в бокале. Вспомните, как выглядит бокал пива в первые мгновения после заполнения напитком: пиво и пена смешиваются так, что их невозможно различить друг от друга. То же самое происходит в момент принятия решения, уверен господин Коробейников – внутри человека, как в бокале, смешиваются ощущения, а ситуация, тем не менее, требует разрешения. В таком состоянии процесс принятия решения становится мучительным и неэффективным. «Мы не можем трезво оценить ситуацию, – объясняет специалист, – появляется лихорадочность, которая еще более усиливает страх ошибки».
По словам Владислава Коробейникова, какое бы решение ни было принято, невозможно знать заранее, какие последствия оно повлечет. Мы только думаем, что можем просчитать последствия нашего выбора. Поэтому очень важно принять то решение, которое вы хотите принять. А то, что мы хотим, известно нам уже через пару секунд после постановки вопроса, но тут в дело вступают сомнения и страхи. «Если наблюдать за бокалом дальше, можно увидеть, что появляется четкое деление на пиво и пену, только пива немного, а основной объем заполняет пена, – продолжает аналогию собеседник. – Проходит еще немного времени, и пива становится больше, оно «появляется» из пены, вытесняя ее наверх. И, наконец, перед нами бокал пива в привычном виде с четким делением на шапку пены и сам напиток». Для того чтобы завершился описанный процесс, отмечает бизнес-тренер, нужно время. «Если же времени на отстой пены не дать и начать пить, – говорит он, – то перед тем, как вы ощутите вкус пива, придется хлебнуть пены».
Так, по мнению тренера, мы приходим к важному правилу принятия решения: если внутри вас суматоха, то нужно дать себе время собраться с мыслями и спокойно обо всем подумать, и уже потом принимать решение. И даже если после передышки вы решите то же самое, что намеревались сделать и раньше, у вас будет уверенность в своей правоте. «Решение это будет принято из «состояния пива», – продолжает Владислав Коробейников. – Пену легко сдуть, попробуйте сдуть пиво! Вот в этом и есть разница состояний. О решениях, принятых из «состояния пива», человек вряд ли будете жалеть и терзать себя за неэффективный выбор».
Эксперты в самых разных бизнес-сферах отказываются давать какие бы то ни было прогнозы, так что дать себе чуть больше времени, чем обычно, не грех, а, возможно, самое верное решение из всех. Как советует господин Коробейников, нужно «выйти» из ситуации и заняться другими делами. «Если взять тайм-аут и при этом постоянно мыслями возвращаться к своим сложностям, то вы будете как бы «встряхивать» бокал и не получите необходимого состояния», – говорит он.
Все так просто и, кажется, даже примитивно, но спросите себя, даете ли вы осознанно себе время или бежите, торопитесь, лихорадочно боитесь упустить что-то в этой жизни.
«Это большое искусство – уметь и разрешать давать себе время без взнуздывания себя и окружающих людей, – подытоживает бизнес-тренер. – Давайте жить с девизом: "Больше пива – меньше пены!"».
Владислав Коробейников, бизнес-тренер
vladkorobeynik@yandex.ru
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА