В 2024 году выбор новых автомобилей в салонах Екатеринбурга стал шире и цены на них немного снизились. При этом подержанные машины продолжили дорожать. Почему так вышло, что будет с ценами дальше и вернутся ли к нам европейские бренды, в интервью E1.RU рассказал руководитель сектора регионального развития Восток «Авто.ру Бизнеса» Вадим Маньков.
— Вадим, как за этот год изменилось предложение на авторынке Екатеринбурга? Какие новые автомобили появились?
— 2024 год был очень интересным, много чего поменялось. Предложение новых автомобилей увеличилось, потому что в течение года появились новые дилеры, которые заходили с новыми марками. Соответственно, поставки наладились, с середины года это было особенно заметно.
В этом году на нашей платформе в Свердловской области появились такие новинки, как Belgee X70, Changan UNI-S, Solaris HS — это перерождение Solaris и Kia Rio в новом бренде, Knewstar 001 и Jetour T2. В целом по стране с начала года был замечен активный рост предложения новых автомобилей.
Ситуацию на рынке улучшало также то, что китайские бренды начали разбавлять свой модельный ряд — выпускать седаны, хотя изначально они специализировались только на кроссоверах.
Вместе с тем с начала года рост рынка новых автомобилей несколько замедлился. Возможно, рынок приближается к своему пределу из-за высоких цен и снижения доступности новых машин, в том числе из-за высоких кредитных ставок.
По всей стране отмечается рост предложения и в сегменте автомобилей с пробегом. Это вполне ожидаемо, поскольку обычно в периоды, когда новые модели становятся менее доступными, внимание покупателей смещается на подержанные машины. В Свердловской области количество предложений на «Авто.ру» в октябре 2024 года увеличилось на 66% по сравнению с октябрем 2023-го.
— Как покупатели реагировали на новые модели? Проявляли интерес к ним или относились с настороженностью?
— Интерес, безусловно, присутствует, но нужно время, чтобы люди поняли, что это за продукт, посмотрели, пользуется ли он спросом, покупают ли его другие люди. Потом потихоньку идет привыкание.
— Как за год изменились цены на авто? Что влияло на них?
— На цены, как и на любом рынке, влияет много факторов. Если говорить про новые автомобили в Свердловской области, то цены на них за год, как ни удивительно, снизились — примерно на 4%. По всему Уралу — на 1%.
Средняя стоимость автомобиля в Уральском округе сейчас составляет 2,8 миллиона, а в Свердловской области — 2,7 миллиона. Это ниже среднего показателя по России, который равен 3,7 миллиона.
Это общие данные. Но если брать конкретные модели, например Cherry Tiggo 7 Pro Max, который достаточно популярен на рынке, и Cherry Tiggo 4 Pro, — у них снижение было на 6% и на 10% соответственно. Зато Lada Granta и Lada Vesta, наоборот, выросли в цене на 22% и на 19%.
Теперь про подержанные автомобили. С октября 2023 года средняя стоимость машин с пробегом в Уральском федеральном округе выросла на 5%, а в Свердловской области — на 1,2%. Средняя цена достигла примерно 1,2 миллиона рублей.
Особенно заметно повысились цены, например, на Lada Samara (на 13,7%) и Lada Priora (на 10,4%). В то же время есть модели, которые подешевели. Это, например, Kia Rio (на 11%) и Renault Logan (на 8%).
— Мы привыкли к тому, что цены растут, а когда они снижаются, сразу возникает вопрос: в чем подвох? Почему это происходит?
— Цены снижаются за счет того, что импортеры, которые присутствуют на рынке китайских брендов, в 2024 году начали активно применять меры поддержки для своих марок. Среди производителей растет конкуренция, и, чтобы в ней выживать, им нужны эти меры поддержки — всевозможные скидки на «трейд-ин», кредиты запускали с акций. Это всё дает буст к снижению стоимости и к продаже.
— Повлияло ли как-то увеличение утильсбора на ситуацию на рынке?
— Безусловно. Из-за увеличения утильсбора все новые автомобили и те машины, которые ввозятся из-за границы по схеме параллельного импорта, становятся дороже. На фоне этого импульс получает внутренний рынок, то есть продажи автомобилей с пробегом, которые есть внутри страны. Если на них увеличивается спрос, как реагирует рынок? Растет цена — всё просто. Утильсбор приводит к тому, что рынок сам по себе растет в цене.
— Правильно ли я поняла: если на новые автомобили цены снижались, то на подержанные, наоборот, росли? Это происходило только из-за утильсбора или есть еще какие-то факторы, которые на это влияют?
— Утильсбор, доступность на рынке, курсы валют, стоимость запчастей на автомобили — всё это очень сильно влияет.
— Вы сказали про дорогие кредиты. Сколько машин сейчас покупается в кредит, какова доля таких продаж?
— Доля автокредитов от общих продаж автомобилей в России на текущий период в новых автомобилях составляет 47%, в автомобилях с пробегом — 17,6%.
— Какие машины стали лидерами по популярности — и среди новых, и среди подержанных?
— Среди подержанных в топе легенда Екатеринбурга и всего Урала — ВАЗ-2114. В свое время было много продаж новых автомобилей, и в сегменте машин с пробегом эта модель до сих пор остается популярной. Ее средняя стоимость — 216,1 тысячи рублей. Второе место — это, как ни удивительно, «Ока» (106 тысяч рублей), потом идет Ford Focus (694,6 тысячи рублей).
Если говорить про новые автомобили, то на первом месте Lada Granta, которая стоит 1,1 миллиона. Она же была фаворитом и в 2023-м. Haval Jolion за 2,5 миллиона — на втором месте и Vesta за 1,8 миллиона — на третьем.
— Что сейчас происходит с электрокарами? В прошлом году вы говорили, что они занимают незначительную долю на рынке — их продажи исчисляются десятками-сотнями штук. Как ситуация изменилась за год? Стали ли уральцы чаще покупать такие машины, стали ли они доступнее?
— Тренд 2023 года сохранился и в 2024-м. Электрокары до сих пор остаются нишевым продуктом, не все люди готовы купить себе такой автомобиль.
Среди новых машин в Екатеринбурге они составляют 1,2%. В целом по России это всего 0,2% от всех регистраций автомобилей с пробегом. Капля в море, по сути.
В сентябре 2024 года самыми популярными стали Zeekr 001, Zeekr X и Ora 03. Это те автомобили, которые вы видите ежедневно на дорогах. Среди подержанных до сих пор лидирует Nissan Leaf, потому что он появился до всех. Также в тройке — Zeekr 001 и Tesla Model 3.
— Как изменились цены на них?
— Цены на них меняются, как и на автомобили с пробегом, тренд абсолютно такой же.
— В начале разговора вы сказали, что в этом году в Екатеринбурге стало больше автодилеров. Можете уточнить, сколько именно новых продавцов появилось или, наоборот, сколько ушло с рынка?
— Игроки рынка меняются, но их количество остается плюс-минус одним и тем же. Каких-то громких закрытий не было. Если одна компания закрывает направление, на ее место с легкостью приходит другая — она либо расширяет свою долю присутствия на рынке, либо развивает бизнес с нуля.
Что касается марок автомобилей, то дилеры просто «переобувают» старые коробки (помещения автосалонов. — Прим. ред.) импортеров, которых уже нет в России, в новые, которые приходят на рынок. Органически все плюс-минус в одном состоянии находятся. Но речь идет только про коробки, которые находятся в выгодном и удобном месте.
— Вот как раз недавно компания «Ключавто» свернула свой бизнес в Екатеринбурге, закрыв последний салон в переулке Базовом, а на ее место заехал «Июль», который располагался в соседнем помещении.
— Да, это как раз то, о чем я говорю.
— В прошлый раз, когда мы с вами общались, вы рассказывали, что на рынке преобладают китайские автомобили. Как сейчас поменялось перераспределение по странам?
— На рынке новых авто по предложению доля китайских машин составляет больше 70%, как и в прошлом году. Если брать фактические регистрации, то там, естественно, тоже доминируют китайские бренды. Весомую часть также составляют российские машины, в основном Granta.
Если говорить вообще про все регистрации, с учетом машин с пробегом, то там присутствует и параллельный импорт — Япония, Корея и Европа.
— Давайте теперь поговорим про прогнозы на следующий год. Что будет с ценами, как будет меняться выбор моделей?
— Как сказал один очень умный человек, давать прогнозы — это самое неблагодарное дело. Потому что никто не знает, как поведет себя рынок. Например, сейчас сложно представить, что в 2025 году произойдет чудо и к нам вернутся европейские импортеры. Рынок уже сформировался, есть текущие взаимосвязи и за год сломать что-то очень сложно. Поэтому, скорее всего, расстановка сил будет плюс-минус такая же.
Даже если европейские бренды решат возвращаться, всё равно будут затраты. Не весь бизнес готов к ним, сейчас не самое удачное время для этого.
Цены, безусловно, будут меняться. Может быть, в плюс, может быть, в минус. У нас есть внешний фактор, который влияет — это, безусловно, курс валюты. Мы видим, что сейчас с ним происходит.
Кроме того, с января у нас опять будет изменение утильсбора. Всё остальное мы не можем предугадать, потому что не знаем, как долго продержится ключевая ставка, будет она повышена или понижена.
Если собрать все эти факторы, будет миллион сценариев поведения цены. Очевидно только то, что рынок замедлился. Сейчас это рынок покупателя, не самый удобный, конечно, потому что кредитные продукты стали очень дорогими, с бешеными процентами, но всё же.
Если покупатель захочет купить автомобиль, он придет к дилеру и будет диктовать свои условия, а дилер пойдет навстречу.
Скорее всего, в ближайшее время эта ситуация сохранится. Дилерам придется давать какие-то хорошие спецпредложения, делать акции, искать варианты, чтобы найти своего покупателя.
Ранее мы публиковали мнение эксперта, который предупредил о крахе рынка новых авто. Почитайте также, что автодилеры говорят о ценах на машины при растущем курсе доллара.