Из-за кризиса, в котором оказался авторынок, в последние два года покупателям пришлось переключить фокус внимания с новых машин на подержанные. Спрос на них привел к повышению цен. О том, как в таких условиях покупать машины и что будет с их стоимостью в ближайшее время, E1.RU поговорил с экспертом и руководителем сервиса «Авто.ру Выкуп» Сергеем Алексеевым.
— Какая ситуация сейчас наблюдается на вторичном авторынке? Как изменился объем продаж?
— Рынок автомобилей с пробегом в Екатеринбурге подрос примерно на четверть по сравнению с 2022 годом. При этом он на 7–8% не догоняет показатель 2021 года, когда был сильный всплеск продаж. Это говорит о том, что рынок не замедлился, в этом году было много предложений.
— Какие марки автомобилей сейчас самые популярные у покупателей из Екатеринбурга?
— Затронем, наверное, сначала ценовую историю. За последние два года рост цены на автомобили с пробегом был значительным, по каким-то сегментам он достигал 65%. В среднем цена на вторичном рынке в Свердловской области сейчас составляет 1,3 миллиона рублей. Если отбросить предложение АВТОВАЗа, то самые популярные в этой ценовой категории народные автомобили Volkswagen Polo, Kia Rio и Hyundai Solaris. Также в топе на вторичном рынке машины, которые были выпущены в 2010-е годы, — это Ford Focus и Opel Astra, их достаточно много.
— Средняя цена на автомобиль на вторичном рынке — 1,3 миллиона. А можно ли сейчас найти что-то в пределах миллиона, кроме российских авто?
— В принципе, да. Те же Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Opel Astra и бессменный лидер на рынке уже на протяжении, наверное, 10 лет — Ford Focus, а также схожие модели 2015–2019 годов выпуска. То есть, по сути, это народные автомобили, которые всегда были популярны и новыми, и на вторичном рынке, то, на чем ездит большинство людей. Это всё еще доступно.
— Сколько сейчас составляет средний возраст автомобилей с пробегом, которые выставлены на продажу? Как он изменился за последнее время?
— По последним данным, сейчас в Екатеринбурге средний возраст автомобилей с пробегом составляет 11 лет. Это чуть больше, чем по России. В хорошие времена возраст автомобилей на вторичном рынке сильно ниже.
— А каков предельный возраст автомобиля, при котором его вообще стоит рассматривать для покупки?
— Здесь надо отталкиваться от бюджета, который вы готовы выделить, и того, зачем вам нужен автомобиль. Если говорить про совсем хороший автомобиль, чтобы выбрать и не прогадать, мы со стороны «Авто.ру Выкуп» видим, что наши покупатели, то есть дилеры, выбирают автомобили до 7–10 лет.
— Что будет с ценами и предложением на авторынке в следующем году?
— Строить прогнозы — дело неблагодарное. Здесь прежде всего нужно исследовать предпосылки, которые определили ситуацию на рынке в последнее время. Что происходило в 2022 году? Из России резко ушло большинство европейских, японских и корейских брендов. Это привело к дефициту новых автомобилей, соответственно, цены на них всколыхнулись вверх. Сильно вырос спрос на автомобили с пробегом, что тоже подвергло изменению цены на них.
Затем курс доллара пошел вниз, дилеры занялись параллельным импортом, появился список марок, которые разрешили ввозить в Россию. Следующее событие — введение нового утилизационного сбора — привело к тому, что возить машины стало не так выгодно. Предложение снизилось, и цены опять начали повышаться. Параллельно снова начал расти курс доллара, что не способствовало продажам автомобилей. К середине этого года новые официальные китайские автомобили набрали популярность, а дефицит на рынке снизился. Дилеры переориентировались и начали официальные продажи китайских авто, но понимали, что их все равно еще не хватает.
Поскольку спрос на автомобили с пробегом растет, дилеры поняли, что машины с внутреннего рынка тоже надо собирать. Они выходят на прямой выкуп с рынка у физических лиц. Это создает ажиотаж, возникает необходимость упорядочить этот процесс.
Таким образом, мы имеем несколько скачков спроса на автомобиль с пробегом и скачки в ценообразовании. Мы видим, что ключевая ставка поднялась, но цены на автомобили все равно идут вверх. То есть люди всё еще хотят купить или продать машину, пока это возможно.
Что может привести к тому, что машины подешевеют? Это, наверное, снижение курса доллара. Второй момент — это улучшение ситуации с логистикой, потому что пока доставка — это затратное предприятие. И самый важный фактор, который действительно может повлиять на рынок, — это более глубокая локализация производства. Это позволит снизить себестоимость автомобилей и, соответственно, их цену в рознице.
Куда развернется ситуация, предсказывать не нужно, непонятно, будет ли углубление локализации производства и сколько времени это займет, точно не один год, а полтора-два. Всё это время рынок только еще будет насыщаться, и только после этого цены могут пойти вниз.
— Насколько серьезным будет это снижение?
— Тут, опять же, сложно сказать, на это влияет очень много факторов. Даже если рынок насытится, что будет с экономикой в мире через год, какой будет геополитическая ситуация? Этого никто не может сказать.
— Вы говорили, что продажи новых китайских машин растут. Со временем они выйдут на вторичный рынок. Как это отразится на средней стоимости автомобилей с пробегом?
— Рынок новых китайских автомобилей сейчас расширяется, и через год-два они действительно захватят вторичный рынок. Сейчас в топ-5 марок по продажам автомобилей с пробегом нет ни одного китайского бренда. Но это не означает, что их там не будет. Новые машины будут продаваться по сниженной стоимости — допустим, что это произойдет, — соответственно, рынок автомобилей с пробегом будет насыщаться и удовлетворять существующий спрос. Значит, у нас будет нормальная рыночная ситуация, когда достаточное предложение на рынке удовлетворяет спрос, и цены могут пойти вниз.
«Потребитель привыкнет, поймет новый китайский автомобиль, ведь, по сути, у потребителя нет выбора, есть только "китайцы"»
— Дайте совет тем, кто задумывается о покупке: что сейчас лучше — потратиться на новый автомобиль или купить подержанный, но быть готовым к серьезным расходам на его содержание?
— Вообще готовиться к расходам на содержание нужно и при покупке нового автомобиля, и при покупке автомобиля с пробегом. Новый автомобиль тоже требует обслуживания, иначе он очень быстро придет в негодность, тем более что китайские бренды еще новые и за ними нужно пристально следить. Они еще не проявили себя. Пока разрыв в цене достаточно серьезный, отталкиваемся от бюджета. Другого ответа, к сожалению, здесь дать невозможно. Всё зависит только от того, привыкли вы ездить на новом автомобиле или на автомобиле с пробегом. Если вы понимаете, что не готовы сталкиваться с неизвестностью, просто выбирайте популярные марки, про которые понятно, как они ведут на долгой дистанции.
Недавно мы рассказывали, что спрос на машины упал: у людей не хватает наличных средств, а кредиты на авто сейчас достаточно дорогие.
Прочитайте также наш недавний обзор цен на новые авто и машины с пробегом и интервью об итогах года в автомобильном бизнесе.