В гаражах на Химмаше любители стильных автомобилей могут позавидовать только одному человеку — Виталию Зайцеву. В течение восьми лет он искал и закупал редкие автозапчасти, чтобы воплотить свою мечту — собрать оригинальные советские «жигули» 1975 года, на которых когда-то ездил его дедушка. Буквально месяц назад мастер своими руками довел до ума 50-летнюю раритетную машину. E1.RU решил узнать, сколько сил и денег ушло на такую реставрацию.
— А что здесь самое дорогое? — спросили мы Виталия, увидев автомобиль, который словно cошел с картинки.
— Всё! — ответил он гордо.
Когда машина была в идеальном состоянии, на ней ездил не только дедушка, но и родители Виталия. В 2015 году «жигули» сильно пострадали в аварии, и ничего не оставалось, как поставить их в глухой гараж. Однако скучать автомобилю долго не пришлось.
— Она стояла-стояла. Я знал, что она битая, а потом подумал, что она будет стоять и умирать. Думал, что просто инжекторный мотор поставлю ей и еще что-то. А потом с людьми познакомился, которые именно восстанавливают машины, и всё — загорелся этим и сделал. Я не собирался ее такой делать, но она такая получилась, — рассказал Виталий.
Еще в 2016 году Виталий начал искать редкие детали, чтобы восстановить автомобиль. Потом «жигули» простояли после покраски несколько лет: владелец к машине даже не прикасался. Собирать всё по частям он начал только в декабре прошлого года.
Хоть уралец и мастерил всё в одиночку, эксперты из Тольятти и Москвы помогали ему дистанционно: отправляли фотографии работ и подыскивали недостающие детали.
— Оригинальное всё, кроме аккумулятора: советский сейчас не найти, да и это опасно. Всю электрику я делал сам, там же всё просто: перебрал, почистил, собрал. В 2016 году пригнал в свой гараж, поменял несколько автосервисов, но оказалось не то качество работы, которое хотелось бы, — объяснил екатеринбуржец.
Как признался уралец, самым тяжелым было найти редкие заводские компоненты советского времени — например, оригинальные шины. Закупать всё пришлось с нуля. Виталий не фиксировал свои затраты, но прикинул, что на реставрацию и перевозки он потратил полтора миллиона рублей.
— Раньше всё брали про запас. Люди где-то выставляют [запчасти] — и это не деды, не бабушки, а внуки, сыновья, потому что это им уже не надо. Они раз — находят где-нибудь в гараже, в сарае, выставляют на продажу, и всё это покупается, — пояснил екатеринбуржец.
Виталий проехал на машине уже 750 километров, чтобы навестить дедушку в Курганской области и показать свою работу.
— Дед офигел! У него давление поднялось. Я приехал, он обалдел, походил вокруг. Потом я его еле упросил сесть за руль, он боялся, нервничал и просто молчал. В итоге сел за руль, проехался. С 1975 по 2015 год он на ней проездил, — рассказал Виталий.
Сейчас екатеринбуржец будет доделывать сиденья в салоне: в мастерской не угадали с нужным цветом. Когда всё будет идеально, Виталий будет хвастать своими «жигулями» на выставках ретроавтомобилей в Екатеринбурге и Тольятти.
В День города в центре Екатеринбурга открылась выставка дорогущих ретромашин, цена на некоторые из них превышает 25 миллионов. По традиции мы гуляли и показывали старинные автомобили.
А еще недавно мы тестировали крутой американский спорткар, которому уже 60 лет. Как это было, можете прочитать по ссылке.