Казалось бы, после многочисленных публикаций E1.RU о неудачных походах в автосалоны покупатели уже должны были усвоить главный урок: нужно изучать историю машины перед покупкой и внимательно читать документы до подписания. Но нет, екатеринбуржцы продолжают по невнимательности влезать в обременительные кредиты на автомобили, которые вскоре их разочаровывают. В такой ситуации оказался и наш читатель.
Купил и пожалел
Артур Кабаев работает таксистом, так что машина — это его кормилица. Недавно он решил сменить старенький, доставшийся от отца Mitsubishi Lancer на новый автомобиль. В конце марта горожанин купил в «Прайм-Авто» KIA Optima 2017 года выпуска. Только вот увеличить свой доход с ней он вряд ли сможет — скорее, наоборот: теперь к ипотеке и остальным кредитам добавился еще один.
Машина стоила 1,75 миллиона рублей, но кредит пришлось оформить аж на 4 миллиона. К цене «на витрине» прибавили стоимость допуслуги «Помощь на дороге», первоначальный взнос и 22% годовых (копии кредитного договора и договора купли-продажи есть в распоряжении редакции). Теперь на протяжении семи лет Артуру предстоит каждый месяц отдавать банку по 43 тысячи. Кроме того, таксист остался должен «Прайму» 100 тысяч рублей в счет первого взноса. Остальную его часть удалось покрыть, продав салону старый автомобиль.
О том, какую невыгодную сделку он заключил, Артур понял только спустя несколько дней. В салоне никаких вопросов к машине у покупателя не возникло, но позже он начал замечать в ней недостатки.
— Через неделю машина начала сыпаться. Оказалось, что она битая. В договоре написано, что пробег — 92 тысячи километров, а он, как выяснилось после проверки в ГИБДД, — 147 тысяч, — рассказал екатеринбуржец.
Мы тоже заглянули в базу. Слова клиента о том, что машина оказалась битой, не подтвердились: сведений об авариях с ее участием в ГИБДД не нашлось. А вот пробег, кажется, и правда, скрутили: во время последнего техосмотра в ноябре 2022 года он составлял больше 147 тысяч километров, а не 92 тысячи, как заявлено в договоре.
Возможно ли в такой ситуации признать сделку недействительной, мы спросили у юриста Гирфана Мирасова:
— Прежде всего надо смотреть договор купли-продажи и кредитный договор. По закону о защите прав потребителей, если товар продан с недостатками, которые не были оговорены продавцом, то деньги, уплаченные за автомобиль, продавец должен будет вернуть. Только придется доказать, что эти недостатки действительно есть и что о них покупателя не предупреждали. Есть еще один нюанс: банку кредит всё равно придется вернуть, — пояснил юрист.
«Вел себя как наивный мальчик»
На вопрос о том, почему нельзя было до сделки изучить всю информацию о машине и внимательно прочитать договор, Артур ответил, что даже не ожидал подвоха.
— Я вел себя как наивный мальчик, думал, что раз пришел в автосалон, то есть надежность и гарантия. Даже мысли не было, что такое возможно. Понимал, что в автосалоне дороже, зато машины там проверенные, — объяснил таксист.
Он рассказал, в каких условиях проходила сделка.
— Удерживали меня целый день под разными предлогами, никогда не оставляли одного, ко мне подходили милые [с виду] сотрудники. Машину подогнали вечером, когда уже стемнело. Принесли пачку бумаг. Я там наподписывал, сначала не то подписал, снова что-то принесли. Так много цифр, вечером ты уже не соображаешь, — поделился покупатель.
Почему окончательная цена выросла в два раза?
В «Прайме» рассказали, что всё было совсем не так. Директор автосалона Андрей Юров объяснил E1.RU, что сделка заняла несколько часов не потому, что сотрудники хотели утомить клиента и усыпить его бдительность, а потому что они ждали одобрения кредита от банка.
— Некоторые банки принимают решение до двух дней. Клиент сам захотел в салоне сидеть, мы-то здесь при чем? Наоборот, это нашим ребятам пришлось после рабочего дня задержаться по его просьбе, чтобы оформить сделку, — ответил Андрей Юров.
Он добавил, что у каждого клиента есть возможность бесплатно получить всю информацию об автомобиле еще до покупки. Обвинения в завышении цены на автомобиль директор салона тоже отверг, назвав их клеветой.
— Такого, что стоимость автомобиля резко выросла, не может быть. Кредитный договор ведь проверяем не только мы и клиент, но и банк. Если KIA Optima стоит миллион, то мы просто не можем продать его за четыре. Даже если бы мы захотели, мы бы не смогли завысить стоимость. Если клиент увидел, что в другом автосалоне такую же машину продают по более низкой цене, и подумал, что его обманули, то это просто абсурд. Тут еще нужно брать в расчет то, что если кредит оформляется на семь лет, то с учетом процентов сумма, конечно, возрастает в два раза, — объяснил Андрей Юров.
Руководитель компании заявил, что готов разобраться в ситуации и помочь клиенту.
Автосалон «Прайм» работает под юридическим названием ООО «Юрал Трейд». По данным сервиса «Контур.Фокус», директором и владельцем компании является предприниматель Андрей Юров. Выручка компании за 2022 год составила 2,9 миллиарда рублей, прибыль — 12,3 миллиона.
Совсем недавно мы рассказывали очень похожую историю, которая произошла с семейной парой из Екатеринбурга. Супруги купили в том же автосалоне такую же машину и тоже получили кредит на 4 миллиона. К слову, ранее «Прайм» уже попадал в черный список автосалонов Екатеринбурга, который составили в Роспотребнадзоре, а до этого екатеринбурженке там навязали кредит, когда она просто приехала на тест-драйв. Еще одной уралочке в другом дилерском центре продали разбитую в хлам машину.
В России действует целая сеть автосалонов, обманывающих покупателей. Прочитайте расследование наших журналистов о схеме, которая принесла своим создателям сотни миллионов рублей.