В коллекции музейного комплекса УГМК появился еще один шикарный советский автомобиль — ЗИМ. Солидный черный лимузин привезли в прицепе фуры. В народе такие машины шутливо называли «членовозами», потому что обычно в них возили высокопоставленных членов партии. Простые люди не могли позволить себе подобные авто.
— Этот автомобиль родом из Санкт-Петербурга — он принадлежал семье офицера военно-морского флота. Потом его в очень плачевном состоянии выкупил частный коллекционер из Москвы. ЗИМ отреставрировали: провели капитальный ремонт двигателя, заменили кузовные элементы, которые были подвержены необратимой коррозии, перетянули салон. После этого автомобиль попал в нашу коллекцию, — рассказали E1.RU в музейном комплексе УГМК.
Любопытно, что это не первый ЗИМ, который есть в музейной коллекции.
— Мы работаем не только над увеличением числа экспонатов, но и над качественным улучшением экспозиции, — пояснила заместитель директора комплекса Елена Филатова. — Этот ЗИМ 1954 года выпуска, в отличие от своего предшественника, отличается большей оригинальностью и аутентичностью. Это ценно, потому что в конце 60–70-х годов, когда ЗИМы окончательно перешли из государственных гаражей в частные руки, они буквально обросли неоригинальными элементами и узлами. Найти аутентичный ЗИМ — большая редкость. Приятно, что сейчас такой экземпляр есть у нас в коллекции.
15 февраля 1949 года ЗИМ показывали руководству страны. Серийный выпуск начался в октябре 1950 года.
Принципиальное новшество модели — несущий кузов. Для тех лет — довольно рискованное и сложное в разработке решение, которое тем не менее оправдало себя. Другим новшеством автомобиля стало внедрение гидромуфты между двигателем и ведущими колесами. Она обеспечивала плавность хода и позволяла большому автомобилю легко трогаться с любой из трех передач.
Дизайн кузова, который сделан абсолютно в духе автомобильной моды тех лет, — детище Льва Еремеева. Впоследствии он создаст облик главных горьковских легенд — «Чайки» и «Волги», а также ЗИЛ-111.
Как и ЗИС-110, ЗИМ — прежде всего служебный автомобиль. Его типичное место обитания — гаражи министерств, обкомов, управлений больших заводов. На нем ездили генералы, академики, известные артисты, именитые писатели. В отличие от сменившей его «Чайки» ГАЗ-13, его можно было купить, правда, стоил он 40 тысяч рублей, то есть в два с половиной раза больше респектабельной «Победы» (за нее просили 16 тысяч рублей), не говоря уж о малолитражном «Москвиче» за 9 тысяч рублей.
Помимо стандартных автомобилей, существует версия такси и автомобиля медпомощи. Первая (индекс 12А) ничем, кроме окраски, отдельных деталей и таксометра не отличается от базовой, вторая (12Б) имеет оригинальный кузов, где носилки с пациентом загружаются через багажник. Такой автомобиль также есть в коллекции музея.
Ранее мы тестировали Chevrolet Corvette, который зимой этого года появился в музее УГМК. Также бригада E1.RU проехала ралли на необычном полноприводном «Москвиче, участвовали в гонках на 24-й «Волге» и 30-летней «восьмерке». А еще мы в прямом эфире катались на элитном советском лимузине ЗИС-101А.
Музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме был создан в 2018 году на базе двух музеев: Музея военной техники и Музея автомобильной техники УГМК. Основой собрания стала коллекция военной техники, автомобилей и мотоциклов, которая формировалась на протяжении почти 15 лет. В коллекции музейного комплекса насчитывается порядка 12 тысяч экспонатов, в том числе около 500 образцов военной техники, более 400 советских и зарубежных автомобилей, мотоциклов и более 50 единиц авиационной техники.