В 2022 году автомобильному рынку в России пришлось по-настоящему тяжко. Из-за санкций и ухода зарубежных марок поставки новых машин практически прекратились, а цены скакнули так, что даже обычная Lada стала для многих недостижимой мечтой.
Мы решили выяснить, осталось ли что-то в салонах Екатеринбурга к началу нового года. Наша цель — найти автомобиль не дороже 2,5 миллиона рублей для девушки с небольшим опытом вождения.
Риск не дает экономии
Даже несмотря на такой, казалось бы, высокий ценовой порог, отыскать подходящий вариант оказалось непросто. Объехав пять салонов, мы поняли, что почти весь выбор сводится к отечественным Lada. Новых автомобилей других популярных марок даже в более высоком ценовом сегменте крайне мало. Консультанты объясняют это прекращением поставок.
— Наличие минимальное, остатки уже. Нового ничего не приезжает, после февраля [2022 года] отгрузок нет. В салоне сейчас около 20 машин. Спрос есть, люди готовы заказывать и ждать, но увы, поставок нет. У параллельного импорта много подводных камней: отсутствие гарантии, укомплектованность машин, сертификация моторов не та по лошадиным силам, — объяснил E1.RU сотрудник автоцентра «Регинас» — официального дилера Mazda.
Несмотря на эти недостатки, не все участники рынка решают отказаться от параллельного импорта. В других дилерских центрах нам рассказали, что у них в наличии есть автомобили, привезенные через Казахстан и Китай. При этом, по словам консультантов, разница в стоимости сертифицированных и несертифицированных моделей несущественная. Выбирать ли риск за те же деньги, каждый решает сам.
Самая дешевая Lada за год подорожала почти на треть
Итак, начать поиски мы решили с самого бюджетного варианта и отправились в салон «Автовек» — дилера Lada. Консультанты уделили нам больше 40 минут, подробно рассказав почти про каждую модель, а потом не хотели отпускать, уговаривая сразу же провести тест-драйв и рассчитать кредит.
Весь первый этаж салона заставлен новыми автомобилями. Сначала нам показывают самый дешевый — если к таким суммам вообще применима эта формулировка — Lada Granta.
— Это первая комплектация с электроусилителем руля, двумя электрическими стеклоподъемниками, электроприводом, обогревом наружных зеркал, — рассказывает консультант.
Стоимость автомобиля составляет 724 900 рублей (для сравнения: год назад цены на него начинались от 588 тысяч).
За такую же модель в полной комплектации просят 815 900 рублей. Стоимость других машин удивляет еще больше: некоторые из них продаются больше чем за 1 миллион рублей. Но и это не предел: сотрудники автосалона предупредили, что в конце января ожидается очередное повышение цен.
Год назад новые стоили меньше, чем сейчас подержанные
Далее отправляемся изучать ассортимент зарубежных брендов. В салоне «Автобан» в ответ на наш запрос показывают только подержанные автомобили: новые стоят больше 2,5 миллиона рублей, а к выставленным ценникам просят мысленно добавлять еще пару-тройку сотен тысяч. Поэтому принимаем решение выбирать только между машинами с пробегом, но не старше трех лет.
Самый недорогой вариант, который удается найти, — KIA Rio 2020 года с объемом двигателя 1,6 литра и пробегом 21,4 тысячи километра. Консультант обращает наше внимание на то, что у машины было два владельца. Сейчас она стоит 1,434 миллиона рублей (до начала спецоперации новую (!) KIA Rio можно было купить на треть дешевле). Такая же модель с аналогичными характеристиками, но 2021 года, с одним владельцем и пробегом 14,5 тысячи километра обойдется уже в 1,784 миллиона.
Примерно в той же ценовой категории находится Volkswagen Polo. За двухлетнюю машину придется выложить 1,589 миллиона рублей.
В заявленный нами лимит можно уложиться, если выбрать почти новый KIA Cerato. В наличии есть экземпляр 2022 года с пробегом 88 километров. Его цена — 2,45 миллиона рублей.
Консультант отмечает, что спрос на машины сейчас высокий.
— Перед Новым годом мы продали 35 из 330 автомобилей, которые были в наличии. Это прямо много. Сейчас всё меньше и меньше машин, даже страшно становится. Стараемся пополнять склад, — признаётся работник салона.
Его слова подтверждаются нашими наблюдениями. Даже в будний день в салонах есть покупатели, которые не только ходят и глазеют, как мы, но и заключают сделки.
Ценников нет: экономят бумагу
В «Тойота Центре» выбора заметно меньше, а цены выше. В самом салоне всего шесть автомобилей, только два из них — новые, еще несколько машин выставили на улице. Большинство моделей продают с пробегом, хоть и небольшим.
Под наши параметры там подходит только один вариант — Toyota Camry 2021 года с пробегом 16,7 тысячи километров. Стоит такой экземпляр 2,499 миллиона рублей.
В отличие от предыдущих салонов, сотрудники здесь ведут себя не так активно. Вместо подробной консультации они предлагают познакомиться с прайсом на стенде. Кстати, на самих машинах ценников нет, чтобы их посмотреть, приходится каждый раз сканировать QR-код. Нам объясняют, что так решили сделать, чтобы сэкономить бумагу: слишком уж часто меняются цены.
В салоне «Автобан-Запад-Плюс» с выбором всё же получше. Здесь представлен новый Volkswagen Polo Exclusive с объемом двигателя 1,6 литра. Купить его можно за 2,098 миллиона рублей. Также в наличии есть китайская новинка JAC J7 на механике с объемом двигателя 1,5 литра. За нее просят ровно 2 миллиона.
Мы специально не стали смотреть на ситуацию глазами эксперта, встав на место простого покупателя. Напрашиваются три вывода. Во-первых, о прежних ценах можно забыть — машины подорожали всерьез и надолго. Во-вторых, в салонах царит полная неопределенность — вряд ли кто-то решится дать уверенный прогноз, что будет с этим бизнесом через полгода. Третий вывод парадоксальный: несмотря ни на что, автосалоны продолжают работать, а люди — покупать. И это дает хоть слабую, но надежду.
А вы планируете покупать машину в 2023 году?
Недавно наши коллеги подробно рассказывали, как авторынок пережил непростой 2022 год, и публиковали разбор с экспертами о том, что будет с ценами в 2023-м. Почитайте также подборку иномарок за миллион рублей.