Давно ли вы делали ремонт своего автомобиля? В Екатеринбурге и по всей России наблюдается дефицит автозапчастей, в частности, деталей не хватает для иномарок: приостановила деятельность компания General Motors, поставку готовой продукции прекратили Mazda, Audi, Volvo, Hyundai, Volkswagen, Honda и другие.
Хватит ли деталей на всех и что будет с ценами? Обсудили ситуацию на рынке с представителями автомобильных технических центров.
Каких запчастей не хватает
Это кузовные детали, оптика, автомобильные стекла и «заказные» позиции. Кроме того, у автосервисов заканчиваются запасы масляных фильтров, тормозных колодок, дисков и лакокрасочных материалов. А еще детали двигателей и свечи зажигания. Причем запасов может хватить разве что до осени, если не найдется другой выход.
— Да, особенно в дефиците оригинальные запчасти иномарок, — рассказал E1.RU Артем Кощеев, руководитель сети автомобильных технических центров VRRUM. — По большинству популярных импортных брендов запасы дистрибьюторов, то есть центральных складов в Москве, будут израсходованы через 2–3 месяца. По некоторым ходовым позициям, товарам категории А и Б они уже практически закончились. Лакокрасочные материалы в дефиците.
В другом автосервисе уверены, что глобальных проблем нет. Запчастей действительно не хватает, но совсем без них мы не останемся, так как дефицит покрывается российскими аналогами — кроме того, постепенно бизнес налаживает параллельный импорт.
— Отсутствие оригинальных запчастей сказывается по большей части в электрике и электронных компонентах. Сейчас уже стали поступать нужные компоненты из-за рубежа, — объяснил Данил Соловьев, директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE.
«Конечно, дефицит формируется и ближайшее время достигнет своего пика, но нельзя сказать, что совсем не будет запчастей»
Эксперт уверен, что проблему с дефицитом удастся решить уже в августе, когда склады дистрибьюторов пополнятся. Именно сейчас проблемы есть с электроникой.
— Сейчас дефицитные запчасти те, которые в первую очередь попали под товары двойного назначения — это детали двигателя, приводные ремни, свечи зажигания, электроника, — добавил Данил Соловьев. — По лакокрасочным материалам на данный момент мы не испытываем дефицита, на рынке представлен большой ассортимент брендов, марок, заводов-изготовителей и стран. Однако, мы наблюдаем отток производителей, даже тех, кто работал много лет. В основном, конечно, это европейские производители.
Например, с рынка ушла компания Quickline — они занимались изготовлением деталей для кузовного ремонта, в том числе производили краски. Но теперь, считает директор сети автосервисов FIT SERVICE, краску автосервисы без проблем будут покупать в Китае (до этого на рынке преобладали корейские компании).
— Российские производители лакокрасочных материалов ведут активные переговоры с Китаем о поставках. Касаясь обычных кузовных станций, которые занимаются ремонтом, то ничего не изменилось сейчас и, скорее всего, не изменится. Будут поставки из Китая и Индии, а через два-три года, надеемся, в стране появится собственное лакокрасочное производство, — полагает Данил Соловьев.
«Еще не всё подорожание сырья отразилось на цене»
Параллельный импорт восполнит возникший дефицит с одним «но»: запчасти вырастут в цене на 15–50%, говорят эксперты. Или россиянам придется пользоваться китайскими деталями, которые при аналогичной стоимости уступают по качеству европейским.
— Есть два варианта: переходить на китайскую продукцию, но здесь рынок проигрывает, потому что качество хуже, а цену ставят такую же, как раньше на Европу, — уверен Артем Кощеев, руководитель сети VRRUM.
«Второй вариант: европейскую продукцию будут завозить через дружественные страны, например, Казахстан, ее будет меньше и она будет дороже на 40–50%»
Да и наладить процесс параллельного импорта оказалось не так просто. Это одна из причин грядущего роста цен. Государство разрешило ввозить детали в Россию, но вывезти их из Европы очень сложно. Приходится перестраивать логистические цепочки и вести автозапчасти через Турцию или ОАЭ, а это лишние затраты.
— Проблема имеет два «конца»: с одной стороны наше государство дало зеленый свет импорту товаров без разрешения правообладателей товарных знаков, а на другом «конце» Евросоюз запретил отгрузки в Россию запчастей стоимостью дороже 300 евро, — объяснил Артем Кощеев, руководитель сети VRRUM. — Это повлияет и на сроки поставок, и на конечную стоимость продукции, а ждать и платить будет конечный потребитель.
Рост цен прогнозирует и Данил Соловьев. Главной причиной он считает подорожание сырья: металла, пластика, алюминия и резины. Причем санкции и прочие последствия спецоперации, по мнению эксперта, до авторынка еще даже не добрались. Запчасти, которые покупают автомобилисты сегодня, были отгружены заводами еще год назад.
— Не стоит ожидать, что в связи с падением курса валют уменьшится стоимость запчастей. Сказывается рост стоимости производства из-за подорожания исходного сырья на мировом рынке, — объяснил директор сети автосервисов FIT SERVICE.
«И фактически сегодня мы видим цены на запчасти годовой давности: еще не всё подорожание сырья отразилось на цене»
Соловьев уверен, что дефицит деталей для машин будет закрыт к сентябрю 2022 года, а цены вырастут на 15–20%. Более существенно их стоимость увеличится к концу года из-за санкций и роста стоимости сырья и энергоносителей. Он согласился с тем, что сложная логистика и транспортные расходы тоже отразятся на ценах. Кроме того, будут большие сложности по срокам выполнения ремонта у станций, которые ремонтируют автомобили по каско и у дилеров.
А как же российские аналоги?
В свою очередь руководитель автосервисов VRRUM уверен, что для импортных автомобилей существует только 0,5–1% российских комплектующих, этих аналогов не хватает на всех покупателей, к тому же они уступают в качестве.
— Нужно понимать, что в связи с фактическим прекращением поставок оригинальных запчастей аналоги выросли в цене до их уровня. То есть теперь автовладельцы будут покупать продукт хуже по качеству, а платить как минимум столько же, как раньше за оригинальный продукт, — говорит Артем Кощеев. — Аналоги не покрывают всю номенклатуру оригинальных запчастей заводов-изготовителей. Особенно это касается сложных узлов и агрегатов премиум-марок. Многие детали заменить просто нечем.
Скупаем б/у детали?
В Екатеринбурге спрос на запчасти и аксессуары для автомобилей в марте и мае 2022-го значительно вырос в сравнении с тем же периодом в 2021-го. По данным сервиса «Авито», покупать детали для машин стали чаще на 47%, средняя цена на комплектующие составила 5179 рублей.
Спрос на запчасти для техосмотра вырос в 3,2 раза, чуть меньше увеличились продажи тормозных систем, сразу в 2,3 раза.
Подвески покупали чаще на 90%. Кроме того, екатеринбуржцы нуждались в автосвете, трансмиссия и привод также пользовались вниманием горожан — их покупали на 62% чаще. Продажи двигателей выросли на 59%.
В марте 2022 года стоимость автомобилей достигла исторического максимума, но уже в апреле цены откатились назад, причем в некоторых случаях — на миллионы рублей. Рассказываем, какие машины подешевели на фоне рухнувшего спроса. А еще в конце мая подешевели праворульные авто, поставляемые в Россию с аукционов в Японии.
Прочитайте пять грустных историй владельцев дорогих иномарок. Из-за подорожания техобслуживания и запчастей бизнесмены решили пересесть на отечественные машины.