![«Москвич» наш! Разбираемся, какие автомобили будут выпускать на бывшем заводе Renault (ранее АЗЛК) Ждет ли нас возрождение «Москвича-408»? А что, у модели есть свои плюсы: она легкая, заднеприводная, без импортной электроники... | Источник: Артем Краснов / 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/80/c1/dd/80c1ddf60bd951e2ab7d46eeaccd6720/656x438_1:5723_995afedcdf47f5c654d80ac7a06a6272@1280x854_0xqTZ2iY7s_5447363565869545810.jpg.webp)
Renault официально уходит из России: долю французов в АВТОВАЗе передадут государственному институту НАМИ (вот чем это грозит), а московский завод отходит правительству Москвы. Мэр столицы Сергей Собянин анонсировал выпуск на нём автомобилей «Москвич» в партнерстве с КАМАЗом. В этом изобилии брендов и аббревиатур легко запутаться, поэтому максимально просто расскажем, что такое «Москвич» сейчас и о каких моделях идет речь.
![Renault Kaptur — одна из уходящих моделей бренда | Источник: Артем Краснов / 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/ea/02/0aea02aebf28f5380d8c9178854806b2/656x438_1:5723_a6647b0339475ec3c9e1b0d1026694aa@1024x683_0xkhBt4biN_4031917555935756233.jpg.webp)
Завод Renault в Москве выпускал четыре кроссовера: Renault Duster, Kaptur, Arkana, а также родственный им Nissan Terrano. Ранее здесь собирали и легковые модели автоконцерна, включая Logan, Sandero, Fluence, Megane. Две последние модели из России ушли ранее, а производство Logan и Sandero переехало на АВТОВАЗ в 2014 году.
Намоленное место
Возврат к бренду «Москвич» для московского завода вполне предсказуем, ведь до 1998 года площадка на Волгоградском проспекте относилась к заводу АЗЛК. Именно он выпускал автомобили под советским брендом «Москвич», но в конце 1990-х попал в предбанкротное состояние, после чего его часть была преобразована в предприятие «Автофрамос» с долевым участием Renault.
Кстати, сотрудничество столичного автозавода с французами началось еще в советское время. В конце 1960-х годов Renault помогло модернизировать предприятие в Москве (тогда же появилось название АЗЛК). Не без помощи иностранцев в 1968 году был запущен ижевский завод, где сейчас делают Lada Vesta (изначально он выпускал «Москвичи», затем — «Ижи»).
![Завод АЗЛК на Волгоградском проспекте выпускал автомобили «Москвич» до 2001 года. В 1998 году один из цехов частично выкупила компания Renault и за последующие восемь лет превратила его в завод по сборке Renault Logan и других моделей | Источник: Михаил Щербаков, Wikipedia.org](https://n1s1.hsmedia.ru/05/b4/bd/05b4bd4b99e6df4668749370ec4d96e4/656x492_1_9e3de8a42bc2f5bbdc75127f82b95819@1280x960_0xsk34a5vs_6225160940812734499.jpg.webp)
Правительство Москвы давно в доле
В мае 2022 года завод перешел под контроль правительства Москвы. Но и этот шаг выглядит повторением истории: возникшее в конце 1990-х сборочное предприятие «Автофрамос» изначально принадлежало на паях московскому правительству и компании Renault. Столичная мэрия владела и оригинальным заводом АЗЛК, а партнерство с Renault было попыткой спасти часть погибающего производства.
Основной рывок был совершен в 2005 году, когда французы наладили на «Автофрамосе» сборку Renault Logan и еще ряда моделей, — проект оказался невероятно успешным. В 2012 году Renault стало единоличным владельцем предприятия, отвечая за все аспекты его работы, включая производственную и инженерную деятельность.
Кому принадлежит бренд «Москвич»?
Интересно, что в конце нулевых годов права на советский бренд зарегистрировал концерн Volkswagen, рассчитывая использовать его для линейки бюджетных автомобилей. В 2015 году маркой «Москвич» заинтересовалось Renault, и в настоящий момент за французами закреплены права на ряд вариаций написания марки «Москвич» для автомобилей. Действие исключительного права заканчивается осенью 2025 года.
![Запатентованные Renault варианты написания автомобильной марки «Москвич» | Источник: Роспатент, Renault](https://n1s1.hsmedia.ru/a1/06/54/a10654dd94365b95505b6f5da976e4e3/656x156_1_232ac77287918bc37545e5bbd76db6c2@1048x248_0xiYqoO4yl_5079000085170024800.jpg.webp)
Впрочем, в нынешних условиях патентное право выглядит формальностью, поэтому возврат бренда «Москвич» российской стороне — вопрос лишь политической воли.
Что случилось с советским «Москвичом»?
Предприятие обанкротилось и перестало существовать, а часть его производственной площадки превратилась в упомянутый завод «Автофрамос» (позже — просто завод Renault).
![Первой послевоенной моделью стал «Москвич-400»: творческое осмысление Opel Kadett 1938 модельного года | Источник: архив АЗЛК](https://n1s1.hsmedia.ru/63/d3/b4/63d3b468de3aef3c9379e1fe6bfef9a9/656x414_1_40784bcc408f3959351997f9a0436671@1280x807_0xOv9PNzjt_0636192227781119744.jpg.webp)
Завод по производству малолитражных автомобилей был построен в Москве еще в 1930-х годах. Поначалу он назывался КИМ и выпускал лицензионные Ford, а также собственную модель КИМ-10. После войны его переименовали в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), и тогда же появился бренд «Москвич». Первой моделью стала модель «Москвич-400» на базе трофейного Opel Kadett, но впоследствии завод отметился и собственными разработками, например «Москвич-408» и его более мощной версией «Москвич-412».
![«Москвич-412» в некоторых версиях был очень даже симпатичен | Источник: АЗЛК](https://n1s1.hsmedia.ru/20/9d/d8/209dd8cda536d9f6f1f3088680c52501/656x492_1_68d4cefe7086184cab3ee0bbc59eae5e@1280x960_0xe0F8ikMo_1791717100253299788.jpg.webp)
В Советском Союзе «Москвичи» занимали промежуточное положение между совсем бюджетными «Запорожцами» и престижными машинами вроде «Волги». Запуск в конце 1960-х годов АВТОВАЗа создал внутреннюю конкуренцию для «Москвича». В 1990-е годы завод попал в кризис: скудность модельного ряда, отсутствие удачного мотора и невысокое качество продукции привели его на грань разорения. Модель АЗЛК-2141 («Святогор») стала лебединой песней предприятия.
![«Москвич» АЗЛК-2141 (позднее — «Святогор») пытались экспортировать под брендом Aleko. Прототипом для модели стала Simca-1307 (французский производитель принадлежал корпорации Chrysler) | Источник: АЗЛК](https://n1s1.hsmedia.ru/63/a5/a5/63a5a53d894cb7c6c322abb4700709b5/656x492_1_1d9618f55f50a2556ff72dddbdead619@1024x768_0xOl3vnxPL_9901778977490745676.jpg.webp)
Производство остановилось в 2001 году, в 2006-м завод признали банкротом — и еще четыре года длилась распродажа имущества. Большая часть завода превратилась в технополис «Москва» — комплекс зданий для разработчиков и производителей микроэлектроники. Из автопроизводственных активов уцелела лишь площадка нового моторного завода, которую Renault превратило в свое предприятие. Интересно, что заморозка строительства этого завода в начале 1990-х годов во многом предопределила судьбу предприятия: без современного мотора «Москвичи» проигрывали конкуренцию «Ладам» и тем более иномаркам.
Кстати, проект «Святогор» пытались спасти за счет установки двигателей Renault, так что сотрудничество французов с московской сборочной площадкой было долгим и многоплановым.
![Эволюция «Москвичей» в музее Верхней Пышмы | Источник: Артем Краснов / 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/95/4c/10/954c10600ea158dc546f547138d59a88/656x369_1:5723_bdee4c3324b21b3831891d26dd8e0094@1280x720_0x8WFV9YeA_7866899889891079319.jpg.webp)
«Москвич-2141» возвращается?
О возрождении исторических «Москвичей» речи не идет, ведь старый завод полного цикла ликвидирован полностью, а его фрагмент, превратившийся в завод Renault, является сборочным предприятием с глубокой локализацией и работает по совсем другим технологиям.
![Старые «Москвичи» стали редкостью на улицах городов | Источник: Артем Краснов / 74.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/e0/b2/a4e0b2e7fe76375e6751dc23eea5bd51/656x369_1:5723_cf8539f26ddec7e122b26bb465caed3c@1024x576_0x1beAr3qO_6047834772426622502.jpg.webp)
Какие модели будет выпускать московский завод?
В качестве партнера правительство Москвы называет КАМАЗ. Предприятие в Набережных Челнах больше известно как производитель грузовиков, но был у него и опыт выпуска малолитражек «Ока» (ВАЗ-1111), производство которых завершилось на КАМАЗе в 2006 году.
В последние годы КАМАЗ демонстрировал желание вернуться в сегмент малолитражек и в 2020 году презентовал концепт электромобиля «Кама-1», разработанный в содружестве с Санкт-Петербургским политехническим университетом. КАМАЗ вложил в проект 60 миллионов рублей, еще 150 миллионов — это грант от министерства образования. По последним данным, КАМАЗ отказался от этого проекта.
![Симпатичный концепт «Кама-1», судя по всему, был создан исключительно для демонстрации на выставках | Источник: КАМАЗ](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/a5/00/e6a50096fbc6b25d8d795a0811633749/656x416_1_05b9872c3076d6572f585fa807ad2238@957x606_0xnQijqZ42_8903407950415906961.jpg.webp)
В начале 2022 года руководство КАМАЗа снова заговорило о разработке собственного электромобиля с прицелом на 2024–2025 годы. Попутно завод изучал возможности адаптации одной из китайских моделей, возможно, компании JAC, вроде Sihao E10X. По размерам она, кстати, крупнее «Оки», а из современных машин сопоставима c Kia Picanto.
![Модель Sihao E10X выпускают китайская компания JAC и немецкий Volkswagen. До начала спецоперации, по данным российских СМИ, КАМАЗ изучал возможности ее локализации | Источник: Sihao](https://n1s1.hsmedia.ru/41/d6/58/41d658c6db79a2b3de9fdcda2d524239/656x369_1_d221182a3f223d01875920e51420023b@1280x720_0xymW0zjF0_8214253522597542454.jpg.webp)
Но если КАМАЗ в своих анонсах делал акцент на электромобили, то мэр Москвы Сергей Собянин указал, что на первом этапе столичный завод займется выпуском обычных автомобилей, а переход на электрокары планируется в будущем.
Подробностей о том, что это могут быть за машины, пока нет. Сообщение явно готовилось в спешке и носит скорее символический характер. Из наиболее реалистичных опций — локализовать в России ту или иную китайскую модель. В теории, наверное, возможно сотрудничество с АВТОВАЗом: тогда бренд «Москвич» можно приспособить для обозначения лоукостеров тольяттинского предприятия.
Напомним, 16 мая Минпромторг заявил о национализации активов Renault в России. Впервые об этом заговорили еще в конце марта. Особенно драматично ситуация выглядит для АВТОВАЗа: мы уже рассказывали, что означает выход Renault из состава собственников.