В Екатеринбурге состоялась большая конференция с участием профессионалов авторынка: от ведущих экспертов до простых перекупщиков. Со всех регионов УрФО съехались почти полторы сотни человек.
Сферу автомобильных продаж, как и многие другие, стало лихорадить на фоне беспрецедентных санкций, введенных после начала военной спецоперации России на Украине. Так, цены на новые зарубежные автомобили устремились буквально в космос, а вслед за ними взлетела и стоимость запчастей. Что касается рынка автомобильной вторички (святая святых у тех, кто зарабатывает на перепродажах), то в целом по стране он тоже начал схлопываться. Похоже, россияне решили, что наступило не лучшее время для смены автомобиля: лучше вкладываться и ездить на том авто, что имеется.
— По данным сервиса проверок машин «Автокод Профи», с 24 февраля количество проверок автомобилей с пробегом уменьшилось на 19%. Это связано с тем, что предложений на рынке подержанных авто стало меньше. Также сказался запрет на ввоз б/у авто из Японии, — рассказал руководитель Союза профессионалов авторынка Вадим Адиев.
По мнению Вадима Адиева, несмотря на уход из России ряда автомобильных марок, залы автосалонов в ближайшем будущем не опустеют. Далеко не все автопроизводители решатся потерять такой огромный рынок сбыта, полагает он. Но сокращение числа марок приведет к тому, что некоторые автодилеры вынужденно переформатируются в площадки по продаже подержанных машин — или просто прекратят работу.
А какая ситуация в регионах Урала?
По данным сервиса «Авто.ру», число продаваемых автомобилей с пробегом к 20 марта 2022 года в Уральском федеральном округе снизилось на 17,7%. Небольшой рост (лишь в 2%) показали только профессиональные продавцы, которых в народе принято называть перекупщиками.
При этом спрос на подержанные авто стал расти словно на дрожжах: по данным «Авито Авто», он вырос аж на 48,5%! То есть продать свой автомобиль нынче совсем не проблема. А вот купить что-то хорошее по умеренной цене — та еще задачка.
— В какой-то момент «физики» (продавцы-собственники) испугались и просто перестали размещать объявления о продаже машин, — рассказал Георгий Власов, руководитель команды Auto.ru по работе с профессиональными продавцами по Уралу и Сибири. — Ну просто ощутимо просел этот сегмент. Но потом тренд пошел на возвращение.
Сегодня рынок «физиков» стал плавно возвращаться к нормальному состоянию. Что касается перекупов и дилеров, то они ранее боролись между собой в плане добавления объявлений. Но теперь объективно активность перекупщиков стала больше. То есть они оказались гораздо более гибкими в этих условиях рынка. Дилеры — это обычно большие группы компаний, и им сложнее адаптироваться, — подытожил Георгий Власов.
С мнением Власова в целом согласился и старший менеджер по работе с клиентами «Авито Авто» Герман Карпунов. Он, в свою очередь, отметил, что этой весной профессиональные продавцы-перекупщики стали продавать автомобили дешевле, чем дилеры, которые просто увеличили цены и до минимума сократили расходы на рекламу.
В условиях кризиса люди стали реже выставлять на продажу бюджетные иномарки. Самыми ходовыми стали старые отечественные автомобили. Смотрите таблицу ниже.
По мнению профессионалов авторынка, состояние их бизнеса можно измерять по скорости продаж. И с этой точки зрения, цифры тревожные. Автомобили на Урале стали продаваться заметно дольше.
— Рынок авто с пробегом в России переживает очередную трансформацию, — подвел итоги конференции руководитель Вадим Адиев. — Ликвидных автомобилей в продаже всё меньше, но у профессиональных продавцов появляется больше преимуществ перед дилерами. Придется находить новые пути ввоза автомобилей с пробегом из других стран и улучшать репутацию профессиональных продавцов на российском авторынке.
В целом, по мнению экспертов, нынешняя ситуация на авторынке сравнима с потерями от пандемии 2020 года. Но любой кризис — это возможность для роста.
Ранее мы рассказывали, что АВТОВАЗ готовит облегченные комплектации автомобилей. Ожидается, что машины лишатся почти всех электронных компонентов и снизят экологический класс.