В рубрике «Группа разбора» вместе с экспертами мы рассматриваем различные ситуации, в которые попадают автомобилисты. Это могут быть спорные аварии, проблемы со страховыми компаниями или разногласия с сотрудниками ГИБДД. Если у вас есть интересные истории, видеозаписи, то присылайте их на s.panin@iportal.ru с пометкой в теме «Группа разбора».
Ситуация
Неприятная история приключилась с парой из Екатеринбурга: Алена и ее молодой человек решили съездить в Ирбит, для этого они на сутки арендовали машину в «Делимобиле», но в итоге чуть не замерзли насмерть на трассе.
— Весь путь входит в зону покрытия «Делимобиля», — описала ситуацию Алена. — Однако у села Антоново в Артемовском районе машина внезапно начала отключаться. Это происходит медленно: сначала автомобиль пиликает, а потом постепенно глохнет, так что мы успели припарковаться на обочине. Причину, по которой нам заблокировали машину, я до сих пор не знаю и даже представить не могу. Так что мы тут же начали звонить в компанию.
В итоге на дозвон ушло около сорока минут. Но машина была еще теплой, а потому Алена и ее спутник были спокойны. Выяснилось, что была потеряна связь с автомобилем.
— На улице минус двадцать. Мы были легко одеты, так как рассчитывали находиться в авто. Мы прождали час, ничего не происходило, и мы позвонили еще раз. Объясняем, что случилось, объясняем, что вокруг мороз, очень просим разрешить ситуацию. Только спустя три часа нам сообщили, что нужно подождать механика — по-другому решить вопрос они не могут, — рассказала Алена.
Всё это время молодые люди пытались хоть каким-то образом согреться, ходили до деревни (три-четыре километра), но там нет даже магазина.
Алена просила диспетчера, чтобы им разрешили отбуксировать автомобиль до места, где у техподдержки будет возможность восстановить связь.
— По договору вы не имеете права буксировать автомобиль. Иначе штраф.
— Мы можем хотя бы остановить кого-нибудь и сами уехать в теплое место? Вернемся, когда механик приедет. Мы уже не можем находиться на улице.
— Нет, по договору вы не можете оставить автомобиль в месте, где его нельзя парковать.
В итоге Алена стала буквально орать в трубку, что они замерзают и что оставляют машину. Диспетчер ответила: «Я не могу вас отпустить».
— Переводя на русский: вы ничего не можете сделать, вы должны умереть возле машины. Когда механик приехал, он сказал, что не понимает, почему нас столько держали. Оказывается, он попросил, чтобы нам дали разрешение на буксировку. Почему нам в буксировке отказали, я не знаю, — отметила девушка.
На следующий день Алена и ее молодой человек заболели. Теперь они планируют пойти в суд.
Мнения экспертов
Максим Едрышов, руководитель Федерации автовладельцев России:
— Ситуация весьма неоднозначна, и какие-то выводы сложно делать, когда у нас есть мнение только одной стороны. Безусловно, если жизни угрожает опасность, то и не надо находиться рядом с автомобилем — в конце концов, есть понятие крайней необходимости. Оператор уведомлен о местонахождении авто, и пользователь не обязан ценой жизни охранять чье-то имущество.
Что касается возможных исков к каршеринговой компании, то для достоверных выводов нужна информация от обеих сторон, чтобы понять, что же всё-таки произошло. А в целом всегда надо помнить, что, если чувствуете угрозу жизни, надо жизнь спасать, а если осознание угрозы пришло только по возвращении домой, то никакой угрозы и не было.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»:
— Каршеринг — это коммерческий сервис, который все свои условия излагает в договоре. Арендатор с ним соглашается или не соглашается. Там же прописаны штрафы. С точки зрения логики человек, взявший каршеринговую машину, особенно когда едет в зону, где завершение аренды невозможно, должен быть к этому готов. Например, ему надо взять с собой термос чая, теплую одежду, что-то согревающее. Просто почему-то никто не читает договор, хотя там все условия прописаны. И даже не мелким шрифтом.
Надо понимать, что до 20% выручки каршеринговых компаний приходится на штрафы. Люди не понимают, что каршеринг — это не личный автомобиль, а чужое имущество, которое используется на определенных договором условиях. Если есть нарушения документа, то выписывается крупный штраф.
В договоре (я его специально посмотрел) вообще ничего нет о том, сколько вы должны ждать механика. Если вы с этим согласились, то должны сидеть сутки, двое или даже десять.
Если люди хотят обладать полной свободой действий (например, буксировать машину в удобное для них место), то им надо приобретать собственный автомобиль. Чужим же имуществом приходится пользоваться по правилам, которые установил собственник. Каршеринг — это не государственный и не социальный сервис.