Екатеринбурженка Юлия Бочкарева 29 мая арендовала в каршеринговом сервисе «Делимобиль» Hyundai Solaris. За три дня до этого она получила водительские права. В тот день Юлия и ее подруга вместе поехали домой к этой подруге. Заехав во двор, девушки вспомнили, что хотели зайти в магазин, развернулись и отправились в ближайший продуктовый. Вернувшись во двор, Юлия встретила троих мужчин, один из них сообщил, что девушка при развороте задела госномер его Mazda.
— Я даже не заметила удар. Объяснила водителю, что недавно за рулем и готова возместить ущерб. Он сказал, что уже вызвал ГИБДД. Приехали инспекторы, составили схему ДТП, и большинство сотрудников уехали, — вспоминает Юлия. — Один из инспекторов подошел и предложил пройти медосвидетельствование.
«Я была в шоке от аварии, вообще ничего не понимала. Спросила, обязательно ли это. Он сказал: "Нет, можете отказаться и идти по своим делам"»
— Понятых рядом не было. Я подписала отказ, попросила копии документов. В итоге мне не дали ничего, кроме протокола о задержании автомобиля, — подчеркнула водитель.
Юлия объяснила, что в тот момент не понимала, что отказ от проверки на алкотестере грозит лишением прав и штрафом в 30 тысяч рублей. Она просто хотела закончить оформлять ДТП.
— Авария случилась за две недели до экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), я много месяцев к нему готовилась, и, естественно, категорически запрещено пить. Я просто не могла употреблять алкоголь, — объяснила водитель.
Из-за ЭКО пришлось отложить судебное заседание: девушке после процедуры назначили постельный режим. Следующее заседание также переносили — Юлия заболела коронавирусной инфекцией, а после этого у нее случился выкидыш. В третий раз дату перенесли из-за того, что не явились понятые — двое мужчин, которые во время оформления ДТП общались со своим знакомым, владельцем Mazda. Ближайшее заседание назначено на 1 сентября.
— В суд пришел инспектор, который составлял схему ДТП. Судья спросила, с чего он взял, что я была в нетрезвом состоянии. Он объяснил, якобы почувствовал странный запах, — отметила Юлия. — В день аварии у меня побаливало горло, я рассасывала леденцы от кашля. Может быть, этот запах показался инспектору подозрительным.
Юрист Юлии Артем Шульман объяснил, что шанс доказать невиновность девушки есть. По словам его клиентки, во время оформления протоколов и позже, когда сотрудники предложили пройти медицинское освидетельствование, понятые не принимали участие в процессе. Это серьезное нарушение в работе автоинспекторов.
— Судя по словам моей клиентки, при оформлении аварии сотрудники ГИБДД допустили множество процессуальных нарушений, — объяснил юрист. — Права ей не разъяснили, не было понятых во время общения Юлии с инспекторами, ей не разъяснили последствия отказа от медосвидетельствования. Во время заседания сотрудник полиции говорил, что Юлия повредила три автомобиля. Это ничем не подтверждено.
«Полицейскому указали, что он путается. В ответ сотрудник повел себя неуважительно, угрожал мне, предлагал выйти пообщаться после заседания»
— Если суд признает Юлию невиновной, она не только сохранит водительские права и не получит штраф 30 тысяч рублей, но также сможет избежать части штрафов от «Делимобиля», — пояснил юрист.
После аварии, где, по словам Юлии, арендованная машина не пострадала, а у Mazda кузов остался целым и только отпал госномер, водитель получила крупные штрафы. Каршеринговая компания требует от Юлии 150 тысяч за нарушение договора (отказ от медицинского освидетельствования).
Также водитель не в сроки предоставила информацию о ДТП в компанию — за это «Делимобиль» выписал еще один штраф в 15 тысяч рублей. Независимая экспертиза, которую провели в компании, оценила ущерб сервису каршеринга после ДТП в 78 822 рубля. Общая сумма штрафов превысила 243 тысячи рублей.
В пресс-службе «Делимобиля» пояснили, что держат эту ситуацию под отдельным контролем.
— По правилам сервиса клиенту были выставлены как штраф за ремонт транспортного средства и несвоевременное предоставление документов после ДТП, так и штраф, аналогичный штрафу за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, — объяснили в компании. — Отказ от медицинского освидетельствования, к сожалению, рассматривается с официальной точки зрения именно так — и всеми государственными инстанциями, и сервисами аренды автомобилей. Это всегда влечет за собой лишение водительских прав, поэтому мы крайне не рекомендуем отказываться от его проведения.
Сотрудники ГИБДД представили совсем другую версию произошедшего.
— Когда приехали сотрудники ГИБДД, ей предложили пройти медосвидетельствование тут же. Она отказалась. Ей предложили пройти в медкабинет, она тоже отказалась. В присутствии двух понятых был составлен административный материал по ч. 1 статьи 12.26. Данная санкция влечет наложение административного штрафа в размере до 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет. Все материалы направлены в Орджоникидзевский суд, где будет вынесено окончательное решение по данному материалу, — сообщили инспекторы. — Инспектор рассказал ей о ее правах и процедуре освидетельствования в присутствии понятых. ДТП произошло около часа ночи.
В случае победы Юлии в суде ей точно не придется платить 150 тысяч рублей каршеринговой фирме. Кроме того, она сможет обжаловать сумму убытков от ДТП и попытаться снизить штраф.
Ранее мы рассказывали историю екатеринбуржца, от которого потребовали 100 тысяч рублей за дрифт на каршеринговой машине. Другой водитель рассказывал, как получил крупный штраф за то, что не сфотографировал арендованное авто.
Почитайте также колонку юриста, где он рассказал о жалобах клиентов на каршеринг.