В минувшем месяце продажи новых автомобилей выросли аж в четыре раза относительно апреля прошлого года — максимальный прирост за всё время ведения статистики. Цены при этом взяли новые высоты, а неожиданным следствием пандемии стал дефицит машин из-за глобальной нехватки микропроцессоров. О новых моделях, ценах и перспективах — в нашем обзоре.
Сколько стоят новые машины
Лучше всего абсурдность нынешней ситуации иллюстрирует Volkswagen Golf восьмого поколения, продажи которого стартовали весной 2021 года. Базовая версия стоит как минимум 2,558 миллиона рублей, и это за компактный городской хетч с мотором 1,4 TSI. Комплектация, правда, сразу хорошая: с восьмиступенчатым автоматом, климат-контролем, мультимедийной системой и даже электроприводом сидений, но еще несколько лет назад такие деньги просили за Audi A5.
Впрочем, Golf нужен марке Volkswagen скорее в имиджевых целях как напоминание о ее идейных корнях. Хуже, что ползучее подорожание не прекращается и в массовом сегменте. Например, после майского скачка Lada Granta стоит от 520 тысяч рублей, хотя еще до Нового года ее можно было купить на 31 тысячу дешевле. Lada Vesta в мае прибавила до 744 тысяч рублей в базе, притом что в апреле АВТОВАЗ уже переписывал ценники на топовые версии модели, а до этого еще раз — в начале года. За четыре месяца стоимость «Весты» распухла аж на 67 тысяч.
Не отстают и популярные иномарки. Например, KIA Rio сейчас не купить дешевле 890 тысяч (без учета скидок), тогда как перед Новым годом он стоил от 835 тысяч. То же касается Hyundai Solaris: сейчас прайс-лист начинается от 840 тысяч, хотя в декабре 2020 года автомобиль стоил на 50 тысяч дешевле.
Автомобили Renault в мае подорожали скопом. Например, Logan добавил 16 тысяч, новый Duster — до 35 тысяч, Arkana — до 32 тысяч.
Заметно прибавили японские модели. Например, в апреле по 50–100 тысяч рублей накинули к ценникам Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Subaru и Suzuki. Последняя дополнительно корректировала цены в мае, и самая доступная модель, Vitara, стоит теперь от 1,519 миллиона рублей.
В целом дорожает всё: взяв диапазон в четыре месяца, вы едва ли найдете модель, сохранившую цену. То же самое мы наблюдали весь прошлый год.
Что стоит за рекордным спросом
Четырехкратный прирост рынка в апреле 2021 года, разумеется, лукав, ведь на эту же величину продажи упали в мертвом апреле 2020 года. С другой стороны, 152 тысячи машин, проданных в нынешнем апреле, — это достойный показатель даже по меркам предыдущих лет. Например, в 2019 году дилеры реализовали 141 тысячу машин, за год до этого — 152 тысячи, в 2017 году — 130 тысяч. То есть явного падения спроса нет даже с учетом диковатых цен.
Начало 2021 года стало сравнительно успешным для автодилеров. Например, лидеры рынка — Lada, KIA, Hyundai, Renault, Skoda — увеличили рыночную долю. Отрицательная динамика в первой десятке — только у Nissan.
А в лидерах с точки зрения динамики продаж — китайские марки. За первую треть 2021 года Haval увеличил продажи вдвое, Chery — почти в пять раз. Оба бренда на пороге того, чтобы войти в десятку самых популярных марок в России (сейчас они на 11-м и 12-м местах соответственно).
Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отмечает, что общий объем российского рынка по-прежнему невелик на фоне китайского, но тамошние производители уделяют России всё больше внимания. В перспективе 3–5 лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1–2% в год. Мешают этому, по мнению специалиста, ассоциации с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью, поэтому главной задачей китайцев является слом этого стереотипа.
Среди аутсайдеров апреля, помимо Nissan, — российский УАЗ, продажи которого стагнируют, и Mitsubishi, потерявшая четверть продаж.
Впрочем, иллюзии насчет денежности россиян рассыпаются, стоит взглянуть на рейтинг продаж моделей: когда-то в нём лидировали KIA Rio и Hyundai Solaris, затем — Vesta, но сейчас там безраздельно властвует самая дешевая модель на рынке — Lada Granta. Преимущество над ближайшей иномаркой, KIA Rio, более чем двукратное.
В сегменте крупных седанов тоже есть мини-сенсация: новый KIA K5 (наследник Optima) практически догнал некогда доминирующую Toyota Camry. Правда, модель прошла плановый рестайлинг, который, вероятно, подстегнет интерес.
Среди внедорожников доминируют две Lada Niva (Travel и Legend), забравшись аж на пятое место в общем рейтинге, но результат объясняется слиянием статистики двух моделей, которые раньше продавались под разными брендами. А в сегменте кроссоверов, помимо предсказуемых лидеров — Hyundai Creta (первый) и Renault Duster (третий), — стоит отметить куда более дорогой Volkswagen Tiguan, пробившийся на второе место.
Почему все говорят о дефиците автомобилей?
Причина весьма неожиданна: у автопроизводителей кончились микропроцессоры, без которых не работают ни двигатель, ни системы безопасности, ни мультимедиа автомобиля. Связано это с глобальным «полупроводниковым кризисом», спровоцированным пандемией. Отложенный эффект возник из-за длительного срока изготовления процессоров, кристаллы для которых выращиваются в течение полугода и более. Локдауны в азиатских странах и пессимистичные прогнозы прошлой весны существенно снизили производство полупроводников, и в конце прошлого года весь мир ощутил нехватку полупроводниковых элементов. Из-за этого пострадали и производители электроники. Например, Apple отложил выход нового iPhone, Sony снизила ожидания от продаж игровой приставки PS5.
Но для автопрома кризис ощущается еще острее. С точки зрения «полупроводниковых королей» автомобильная промышленность — миноритарный потребитель, который обеспечивает порядка 10% мирового спроса на микросхемы, и его нужды удовлетворяются по остаточному принципу. Весной сразу несколько крупных заводов, включая Volkswagen, Ford, Toyota и Nissan, остановили выпуск отдельных моделей в Европе и США.
До начала марта российские производители и сборщики машин компенсировали нехватку микросхем за счет складских запасов, но весной кризис обострился и возник риск остановки производств. Опрошенные дилеры отмечают, что перебои с поставками возможны.
— Да, есть такая проблема, и она приобретает всеобщий характер, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» (Nissan, Hyundai, KIA, Skoda, Toyota) Сергей Попов. — Нехватка ощущается практически по всем брендам и моделям за редким исключением. Мы, в свою очередь, принимаем меры, чтобы обеспечить поставки новых машин в соответствии со спросом.
Он также отметил, что на этом фоне продолжается рост цен, и людям в любом случае выгоднее купить сейчас: возможные перебои могут подстегнуть цены еще больше.
Ситуация стала настолько серьезной, что вмешался Минпромторг. В ведомстве отметили, что пока российские автозаводы продолжают работать и как такового дефицита еще нет, но спрос на некоторые модели превосходит предложение. Чтобы не допустить развития кризиса, в Минпромторге приняли ряд мер.
— Мы подключили торгпредства для ускорения поставок комплектующих и отработали экстренную логистику, — рассказал агентству ТАСС представитель Минпромторга. — Российская автомобильная промышленность продолжает работать, несмотря на то что в мировой практике начиная с февраля-марта этого года мы уже видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются из-за недоукомплектованности машин электронными системами.
В Минпромторге ожидают, что ситуация стабилизируется не ранее августа 2021 года.
Подержанные автомобили подорожали на 20%
По данным агентства «Автостат», средняя цена легкового автомобиля с пробегом достигла 726 тысяч рублей, что на 20% выше прошлогодних результатов, когда на фоне пандемии стоимость «бэушек» стабилизировалась. Тогда основной спрос приходился на модели ценой порядка 600 тысяч рублей.
Для сравнения: за указанные 726 тысяч рублей сейчас можно купить почти новую Lada Vesta, шестилетний полноприводный Renault Duster, более возрастной Ford Kuga или даже Mercedes-Benz E-класса.
При этом стоимость подержанных моделей менялась неравномерно. Например, рост цен трехлетних универсалов Lada Vesta SW на вторичном рынке значительно ниже, чем на семилетние Chevrolet Niva: 12% и 19% соответственно. Зато спрос на седаны Vesta высок, поэтому и цены на трехлетки выросли на 22%.
Планируете ли вы обновить автомобиль в ближайшее время?
Весной АВТОВАЗ представил новый (и наконец симпатичный) универсал Largus. Чуть раньше завод выкатил освеженную Lada Niva. А главной новинкой весны стал абсолютно новый Renault Duster, который добрался до России (после длинной паузы).
Какую бы машину вы ни покупали, остерегайтесь «серых дилеров»: они заманивают клиентов низкими ценами, а затем склоняют к покупке в кредит по завышенным прайсам.