В Екатеринбурге снова обострилась проблема недобросовестных автосалонов, которые используют самые разные способы продать машину как можно дороже. Количество жалоб под конец года увеличилось, тема с каждым днем становится все актуальнее.
Дополнительные услуги
— Один из главных способов — навязывание дополнительных услуг, за которые покупатели переплачивают десятки тысяч рублей. Туда могут входить ненужная страховка, дополнительное оборудование, услуги типа «выезда аварийного комиссара», CD-диски, «помощь на дороге», сертификаты на юридическую помощь, — говорит директор Центра защиты прав потребителей Янина Голубева.
Мы рассказывали историю двух пенсионеров, которые хотели сэкономить при покупке новой машины, отдав салону свою «четверку». В итоге вся стоимость старой машины ушла на эти самые услуги.
Мелкий шрифт, темное помещение
Иногда автосалоны, желая обмануть клиента, даже не пытаются придумать сложный и изящный способ. Они используют самые банальные схемы давления на покупателя, проверенные веками. Например, маленький шрифт, который невозможно разобрать. Их задача — создать условия, в которых человек как можно быстрее подпишет все документы, не всматриваясь в них.
Иногда доходит до совсем абсурдных историй: в офисе резко перестает работать свет и клиентам приходится читать документы в темноте. Они выматываются, не вчитываются и в итоге теряют деньги. Одну из таких историй мы в этом году тоже рассказывали.
— Многие клиенты говорят, что в автосалоне изматывают покупателей, не дают быстро подписать документы, тянут время, меняют бумаги, инсценируют отключение электричества, — рассказывал E1.RU адвокат Антон Кудряков, который помогает людям бороться с такими салонами и возвращать себе заплаченные деньги.
Безумно завышенные цены
Постоянно мы слышим истории о том, как жители Екатеринбурга покупали машины намного дороже, чем им обещали. Иногда — в разы. Так, горожанин купил Lada Vesta за 900 тысяч рублей, при том что стоит она в два раза меньше.
Здесь сотрудники салонов опять используют самые разные ухищрения, чтобы вымотать клиента и заставить его подписать документы не глядя. Но есть и другой способ вытянуть из человека дополнительные деньги: сотрудники говорят, что банк откажет клиенту в выдаче кредита, если он запросит сумму, которая ему нужна. А вот если в договоре прописать сумму побольше, то кредит одобрят. В автосалоне уверяют, что разницу клиенту вернут сразу, но этого, конечно, не происходит.
— Настораживает и тот факт, что при продаже часто оказывается, что цена машины в кредит значительно ниже, чем при оплате наличными деньгами. Причина кроется либо в определенной договоренности банка и автосалона, либо в том, что, помимо цены автомобиля, к размеру кредита начинают прибавлять стоимость различных дополнительных опций, — считает Янина Голубева.
Нередко от уловок аферистов страдают люди, пытающиеся оформлять машины в trade-in. Один из екатеринбуржцев рассказывал нам, что сотрудники салона к стоимости нового автомобиля просто прибавили стоимость старого вместо того, чтобы вычесть ее.
Сломанные машины
Тут все проще — горожанам продают либо сломанные машины, либо машины с серьезно заниженной комплектацией, которая не соответствует изначальным обещаниям. Мало кто будет лезть и проверять карбюратор прямо в салоне, а когда документы подписаны, крайне сложно доказать, что машина была неисправной еще в салоне. Этим и пользуются продавцы, которые прилично экономят на запчастях, а затем делают вид, что они ни при чем. Зачастую клиентов заманивают в салоны для покупки машин, которых у компаний вообще нет и никогда не было — только их фото выложены на сайте.
— Покупатель выбирает автомобиль на сайте. Созванивается с менеджером, который подтверждает наличие автомобиля. Подъезжает в салон в назначенное менеджером время, и выясняется, что такого автомобиля уже нет (продали только что, говорит менеджер). Покупатель возмущается, говорит, что забронировал автомобиль, но тут выясняется, что он разговаривал с другим менеджером, который сегодня не вышел на работу (заболел, у него выходной, отпуск или он уволился). Но — о чудо — у нас, говорит менеджер, есть подходящий для вас автомобиль: той же модели, года выпуска и цвета, но несколько иной комплектации. Но чуть дороже (как правило, дороже очень намного), — рассказывает Янина Голубева.
В похожую историю попал екатеринбуржец в Дагестане. Он купил машину, которая сломалась у него в тот же день. Даже пришлось обращаться за помощью к Кадырову.
Неправильно оформленные документы
В Екатеринбурге есть автосалоны, которые откровенно промышляют таким способом. По документам, у машины был один собственник, а по факту — десятки. Автомобиль множество раз переходил от одного перекупщика к другому, многие из владельцев вообще не вписаны в ПТС, из-за этого машину не регистрируют в ГИБДД и ездить на ней невозможно.
В этом сотни жителей города обвиняли автосалон «Драйвавто». Даже выигранные суды не помогли им вернуть свои деньги — компания уже закрылась, дозвониться до ее представителей невозможно.
— Имеется много случаев, когда в процессе подписания документов их уносили в кабинет руководителя — якобы для подписания — и там происходила замена листов из середины договора. Новые листы содержали совсем иную повышенную ставку по кредиту (иногда она была больше в разы), а также те самые дополнительные услуги, которых не было в первоначальном договоре, — рассказала Янина Голубева.
Почему так происходит и что с этим делать
Мы регулярно пишем о том, как жителей Екатеринбурга обманывают в автосалонах. Практически во всех случаях они допускают одну ошибку — невнимательно читают договор. Именно на это и нацелена работа сотрудников таких фирм.
— Люди целый день сидят в автосалоне, они устают морально и физически и согласны подписать любые документы, лишь бы им отдали машину. Документы нужно обязательно подписывать в спокойной обстановке, никуда не торопясь. Ведь автосалоны тоже заинтересованы в продаже, так что, как правило, они просто запугивают клиентов, — говорит юрист Антон Кудряков.
Но, даже если вы все-таки стали жертвой такого автосалона, шансы вернуть деньги у вас есть. Потому что в подобных документах часто допускается множество юридических ошибок, которыми можно пользоваться.
— Шансы есть. Эти документы состряпаны некачественно. Банки и салоны допускают ошибки, с помощью которых можно вернуть деньги. Также в салонах часто отказывают в обещанных скидках, если клиент не соглашается на дополнительные услуги. И это тоже незаконно, — отмечает Кудряков.