Накануне вечером свердловский губернатор выпустил 49-ю версию поправок в свой же указ. Среди прочего в них говорится о том, что в машинах такси должны появиться перегородки: «В целях обеспечения соблюдения гражданами социального дистанцирования собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, и организациям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлять оказание соответствующих услуг при условии оснащения рабочих и (или) посадочных мест защитными экранами или зонирующими перегородками».
Как это обычно и бывает, понять что-либо из указа решительно невозможно. Именно поэтому сегодня оперативный штаб по борьбе с COVID-19 выпустил пояснение:
«Защитные экраны и зонирующие перегородки в ресторанах, кафе, столовых и в легковых машинах, перевозящих пассажиров, должны быть смонтированы таким образом, чтобы был обеспечен барьер для прямонаправленного воздушного потока между людьми. Это позволит оградить человека от фронтального воздействия микрокапель, выделяемых при дыхании и разговоре».
Но и после изучения пояснения остаются вопросы. Например, должна ли перегородка быть только между передним и задним рядами сидений? Или перегородки должны разделять всех пассажиров? Кто должен делать эти перегородки? Будут ли они как-то узакониваться?
E1.RU обсудил идею (на самом деле требование) губернатора с автоэкспертами.
Дмитрий Ларионов, автоэксперт E1.RU:
— Безопасность автомобилей — это очень сложная наука, которая написана миллионами человеческих жизней и в которую вложены астрономические суммы. Конфигурация и материал салона, форма кресел, расположение подушек безопасности, обеспечивающее их раскрытие в нужном направлении, предусматривающем любое положение человека в салоне... Да даже точнейшие вырезы в направляющих ремней безопасности — всё это выстрадано десятилетиями проб и ошибок, многие из которых стоили сотни жизней.
И тут приходит наш губернатор и говорит: «А давайте экраны поставим, и чтобы вот прямо сегодня».
На мой взгляд, это настоящее вредительство. Я наперед знаю, что на такую инициативу скажут в ГИБДД, поскольку такой указ, по сути, обязывает внести в конструкцию транспортного средства изменения, которые напрямую влияют на безопасность водителя и пассажира в случае ДТП. Любое подобное изменение нужно согласовывать еще на этапе его проектирования, должна быть заказана экспертиза, определяющая возможность внесения изменений. Это может длиться месяцами!
Если же этот порядок проигнорировать, все наработки автопроизводителя в сфере безопасности будут поставлены в сомнительную зависимость от того, насколько хорошо и предусмотрительно сделает свою работу какой-нибудь анонимный автослесарь, устанавливающий экран. Если потом такой экран в ДТП окажется вытолкнут раскрывшейся подушкой и отрежет пассажиру голову, кто будет за это отвечать?
Всегда очень легко сказать: «А давайте сделаем вот так». Но иногда очень сложно подумать над тем, во что это выльется.
«Неужели Евгений Куйвашев всерьез верит, что реализация его указа возможна хотя бы теоретически?»
Или он таким образом подстрекает к нарушению закона? Вопрос открытый. Но если речь идет именно о законной организации перегородок, то такой указ фактически ставит крест на пассажирских перевозках в легковых автомобилях. Он равнозначен указу о полном закрытии отрасли в Свердловской области.
Кирилл Форманчук, представитель Комитета по защите прав автовладельцев:
— Есть важный документ — технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В нем среди прочего говорится, что «внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации транспортного средства — это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения».
В этом же документе говорится, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента «осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства — члена Таможенного союза».
Есть аккредитованные лаборатории, которые должны дать заключение о том, что изменения можно провести и они не нарушают безопасность. Это очень длительный и довольно дорогой процесс.
Думаю, что такие изменения в принципе недопустимы и не могут быть безопасными, так как не предусмотрены изготовителем транспортного средства. Автомобили проектируются с учетом соблюдения международных норм безопасности, и явно, что установка каких-то перегородок из непонятных материалов не может гарантировать безопасность пассажиров. Перегородки нужно как-то закрепить, для этого необходимо приваривать места креплений и нарушать целостность кузова.
«Требование губернатора незаконно и невыполнимо технически»
Считаю, что прокуратуре необходимо вмешаться и оспорить указ. Но, самое главное, я не понимаю, почему в такси надо делать экраны, а в тех же автобусах — нет.
Накануне мы обсудили указ губернатора с руководителями таксопарков. Также советуем почитать колонку одного из водителей, который объяснил Евгению Куйвашеву, почему он не прав.