Казалось бы, в теплое время года жизнь уральских автолюбителей должна стать в разы легче. Морозы давно позади, колеса и масло заменены, и машина должна заводиться с пол-оборота. Но не всегда все идет по плану: двигатель может барахлить, автомобиль глохнет на трассе или вовсе не реагирует на поворот ключа зажигания. Одна из частых причин такого капризного поведения техники — конденсат в топливной системе. Сегодня вместе с автоэкспертами разберемся в причинах и последствиях этого явления. А ещё узнаем, как этого избежать.
- Откуда берётся вода в баке?
- Чем опасен водяной конденсат в топливной системе?
- Что делать, если в баке скопилась вода?
- Как защитить топливную систему от появления конденсата?
Откуда берётся вода в баке?
Отвечает Владимир Раптанов, заместитель директора учебно-эксплуатационного центра автотранспорта УрФУ, преподаватель автошколы при УрФУ:
Одной из причин появления конденсата элементарно может быть незакрытая крышка топливного бака. Это, как правило, обычная безалаберность водителей: забыли крышку на заправке, не закрутили, лючок закрыли, а крышку оставили, уехали, такое часто бывает. И дождь, мойка или сырая погода — влага может попасть внутрь.
Могут высохнуть прокладки у крышки бака, из-за чего нарушится герметичность бака. Такое часто бывает не только со старыми автомобилями, но и с грузовиками и мотоциклами — там топливные емкости открытые, висят на раме.
Другая причина — заправка топливом на АЗС «частников». Как правило, такие АЗС уже старые и их владельцы просто не имеют средств, чтобы содержать подземные резервуары в надлежащем состоянии. Со временем емкости начинают «подтекать» и в топливо попадает грунтовая или дождевая вода. Это явление довольно распространенное среди частных АЗС. Крупные сети таких проблем, как правило, не имеют.
Отвечает Виктор Зайчиков, технический тренер автомобильной Группы компаний ОКАМИ:
Конденсат в топливной системе может возникать по нескольким причинам: большие и частые перепады температур, небольшие пробеги автомобилей или их длительный простой с полупустыми баками, высокая влажность воздуха. Если автолюбитель постоянно ездит на полупустом баке, то на внутренних поверхностях топливной емкости рано или поздно начнет оседать влага, которая постепенно накапливается и вызывает коррозию. Если при этом еще и не соблюдать правила эксплуатации машины, то плачевный результат не заставит себя ждать. Что часто и происходит.
Мой опыт показывает, что владельцы машин очень редко признаются в нарушении правил эксплуатации автомобиля, так как в этом случае ремонт производится целиком и полностью за их счет. Часто соглашаются проводить экспертизу топлива, и в этом случае появляется шанс предъявить затраты производителю (если машина гарантийная) или топливной компании (в случае подтверждения плохого качества топлива). Правда, нужно при этом понимать: топливные компании следят за своей репутацией, поэтому контролируют качество не только на этапах производства, доставки и реализации. В случае необходимости они могут провести и экспертизу нефтепродуктов. Соответственно, если автолюбитель не следит за своей машиной, то переложить ответственность на топливо уже не получится.
Чем опасен водяной конденсат в топливной системе?
Отвечает Владимир Раптанов, замдиректора учебно-эксплуатационного центра автотранспорта УрФУ, преподаватель автошколы при УрФУ:
Влага в топливной системе приводит к коррозии. Она истончает металл, а хлопья ржавчины забивают фильтры, попадают в элементы топливной системы и ухудшают ее работу. В случае с дизельными машинами топливо, смешанное даже с небольшим количеством водяного конденсата, при сгорании сильно влияет на топливную систему. Пары такой смеси при высокой температуре агрессивно воздействуют на металл, что может привести к поломке форсунок, выхлопной системы и многого другого.
Отвечает Виктор Зайчиков, технический тренер автомобильной Группы компаний ОКАМИ:
Любой двигатель — вне зависимости от бренда и типа — будет испытывать негативное влияние конденсата. В первую очередь владелец столкнется с трудностью или вообще невозможностью запуска мотора, а впоследствии — с его полным выходом из строя.
Если сравнивать по устойчивости к появлению конденсата, то наименьшие последствия получит бензиновый двигатель с традиционным многоточечным впрыском топлива. Владельцы таких авто почувствуют снижение мощности железных коней, но при своевременном обращении на СТО крупных проблем удастся избежать. А вот моторы с непосредственным впрыском топлива (так называемые системы GDI) и дизельные двигатели почти наверняка потребуют серьезного ремонта и даже замены элементов топливных систем.
Что делать, если в баке скопилась вода?
Отвечает Александр Улитин, руководитель сервиса официального дилерского центра BMW «АвтоХаус» (Екатеринбург):
Если заподозрили неладное, стоит обратиться в сервис к официальному дилеру, где специалисты сольют топливо и промоют топливную систему.
Можно воспользоваться специальными добавками в топливо для вывода воды, но их применение имеет свои тонкости, так как кроме воды из бака вычищается и другая грязь, которая может загрязнить форсунки. Кроме того, такие жидкости приводят к изменению свойств самого топлива и влияют на нормальную работу двигателя, поэтому использовать их нужно с умом.
Как защитить топливную систему от появления конденсата?
Отвечает Олег Власов, руководитель сервиса официального дилера Тойота Центр Екатеринбург Север:
Для правильной работы топливной системы автомобиля, вне зависимости от бренда, требуется своевременная замена топливного фильтра. Его замену необходимо производить по регламенту изготовителя, а можно даже и чаще. Обращайте внимание на то, где вы заправляетесь — лучше отдавать предпочтение АЗС известных брендов.
Ну и при любых подозрениях на ненормальную работу двигателя нужно немедленно обратиться в сервис. Современные автомобили достаточно сложны в ремонте и диагностике, поэтому лучше «перебдеть», чем потом отдавать круглую сумму на дорогостоящий ремонт.
Отвечает Дмитрий Верещагин, руководитель направления контроля качества нефтепродуктов и метрологического обеспечения сети АЗС «Газпромнефть»:
Чтобы уберечь топливную систему от образования конденсата, заправлять машину лучше до полного бака. Это уменьшит площадь внутренней поверхности, на которой может образовываться водяной конденсат. Важно учитывать, что количество топлива при заправке «до полного» может на несколько литров превысить паспортную вместимость бака. Дело в том, что объем бензобака приблизительный. В руководстве по эксплуатации производители указывают объем по примерным геометрическим замерам емкости, которая может иметь неправильную форму. В этой цифре производители чаще всего не учитывают от 10 до 20% резервного объема, предусмотренного для того, чтобы топливо могло расширяться при повышении температуры. Также не учитываются и несколько литров, которые вмещают патрубки, соединяющие бак с заливной горловиной, куда мы вставляем «пистолет» на АЗС. Поэтому в бак автомобиля можно смело заливать на несколько литров больше, чем он вмещает по паспорту.