Сложно поверить, но в конце 40-х — начале 50-х годов правительственные ЗИС-110 использовали в такси. При этом шестиметровые автомобили ездили не только по Москве и Ленинграду, но также на них можно было с одной ночевкой добраться из столицы до Крыма! Маршрут Москва — Симферополь — Ялта ЗИС-110 проезжал за 31 час 20 минут, включая ночлег в Харькове и 7 остановок в пути.
Казалось бы, ЗИС-110 почти идеально подходит для перевозки пассажиров: он мощный, комфортный и очень просторный. Но минусы — большой расход бензина (до 30 литров на каждую сотню пробега), а также сложное и дорогое обслуживание — перевесили. В итоге в 1958 году в Москве, где работали 86 ЗИСов, от их использования окончательно отказались.
Всего было выпущено около двух тысяч таких машин, но до наших дней дожили единицы. Один из ЗИСов есть в коллекции автомузея УГМК. Он не использовался в такси, но при реставрации его решили воссоздать именно в таком виде.
— Обычных машин довольно много, поэтому мы решили сделать такси, — рассказывает директор автомузея Станислав Чуркин, пока фотограф и оператор снимают ЗИС. — Вы не представляете, сколько потребовалось усилий и сложных инженерных решений, чтобы сделать это. Наш цех смог восстановить систему автоматического открытия жалюзи на решетке радиатора. Для этого пришлось создать специальный химический состав.
Сперва решаю прокатиться на месте пассажира. Хочется почувствовать себя зажиточным советским человеком, который может позволить себе поездку на представительском такси.
Если не раскладывать стульчики, то места тут точно не меньше, чем в президентском Aurus, на котором Владимир Путин недавно катался по Екатеринбургу.
Но больше всего меня поразили две вещи, которые сейчас кажутся обычными. Речь про электрические стеклоподъемники и перегородку между пассажиром и водителем.
Заднее сиденье — вполне себе комфортный диван. В таких условиях можно и до Крыма доехать. Тем более если за рулём опытный водитель, так как управлять ЗИСом весьма непросто.
Пересаживаюсь на место водителя. Первым делом надо включить передачу — рычаг находится на рулевой колонке.
— Тут надо почувствовать, что включилась именно первая передача, — объясняет Станислав Чуркин.
Включаю её — можно трогаться. Медленно выжимаю сцепление (у меня большой опыт езды на механике, но тут ведь машина середины прошлого века) и параллельно добавляю газу. Ощущения, что я снова в автошколе. Тронуться получилось с первой попытки.
ЗИС хорошо отзывается на педаль газа — нажимаешь чуть сильнее, и машина уверенно набирает скорость. А как здорово звучат восемь цилиндров шестилитрового мотора!
Площадка перед музеем вроде бы и большая, но не для шестиметрового «корабля». Только поехал, а уже надо поворачивать. «Главное — суметь развернуться», — думаю я про себя. Кажется, что ты управляешь грузовиком!
Честно говоря, я бы на такой машине до Крыма доехать не смог. Но при этом получил безусловное наслаждение от езды на ЗИСе. И у каждого из наших читателей есть возможность стать пассажиром ЗИС-110 в ближайшую субботу, 13 июля, перед стартом ретроралли «Кубок Урала». Счастливчиков мы определим в пятницу днём, так что переходите по ссылке в группу E1.RU во «ВКонтакте».
Экипаж E1.RU также примет участие в этих необычных соревнованиях, проехав дистанцию на «Москвиче-410». В течение всего дня мы будем рассказывать о ходе гонки в режиме онлайн.
На старт выйдут мощные «Форды» и «Кадиллаки», классические «Мерседесы», быстрые «Порше», шикарный «Роллс-ройс», стильный «Ягуар» и, конечно, вызывающие ностальгию «Победы», «Волги», «Москвичи» и «копейки». Всего к участию заявлено около 60 ретрокаров, выпущенных с 1930 по 1988 год. При этом каждый автомобиль находится в хорошем техническом состоянии и, что крайне важно для ретроралли, сохранил свою аутентичность.
В борьбу за «Кубок Урала» вступят представители уральского ретросообщества из Екатеринбурга и Тюмени, спортсмены из Москвы, машины которых доставляют в Екатеринбург автовозами, а также экипажи из Франции и Испании. Автомобили для иностранцев подготовил Музей автомобильной техники УГМК. Уже известно, что зарубежные гости предпочли участвовать в уральской гонке на классических советских авто — светло-серой 21-й «Волге» (1961 г. в.) и белой «копейке» (1972 г. в.).
Программа ретроралли «Кубок Урала» 13 июля:
Старт от Музей автомобильной техники УГМК (г. Верхняя Пышма, ул. Ал. Козицына, 2а).
9:30 — 11:00 — выставка ретроавтомобилей участников, регистрация, техническая инспекция машин
10:00 — 11:00 — демонстрация ЗИС-такси
11:00 — 11:30 — церемония открытия с участием VIP-гостей
11:30 — 12:30 — поочередный старт экипажей
Финиш на площади 1905 года в Екатеринбурге.
16:30 — 17:30 — катание на детских педальных машинках
17:00 — 19:00 — розыгрыш ценных призов
17:30 — 19:00 — поочередный финиш экипажей
Фото: Маргарита ВЛАСКИНА / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU