Если вы хотя бы раз покупали подержанный автомобиль, то точно знаете, что найти «живой» экземпляр очень сложно. Большинство продавцов уверяют, что их машина точно не бита и не крашена, владелец один, покупали её за наличные, а всё обслуживание проводили исключительно у официального дилера. Чаще всего это неправда.
О том, как понять, что вам втюхивают автохлам, мы пообщались с Дмитрием Лепихиным, который восемь лет занимается подбором авто.
У человека, который покупает машину, просто отключаются мозги. Он как зашоренный: видит чистенькую машинку, продавец в ушки ему сладкий компотик заливает, готов рассказать всё, что ты хочешь услышать. У покупателя же случается какая-то вспышка, и он больше ничего не видит!
Две трети подержанных машин — хлам. До 2008 года из-за границы привозили очень достойные автомобили. Сейчас же граница, по сути, закрыта — на рынке продаётся фактически только то, что было куплено новым в России.
Как минимум половину машин продают перекупы. Понятно, что их цель — максимальный заработок. При этом рыночные цены примерно известны. Значит, перекуп должен при покупке хорошо поторговаться. Основанием для этого может быть техническое состояние покупаемого авто, какие-то проблемы в истории.
Чтобы подобрать хорошую машину, надо предметно посмотреть вживую восемь вариантов. Приходится сделать три-четыре звонка, чтобы найти машину, которую хотя бы стоит посмотреть.
По телефону вам правды не скажут. Собственники обманывают, перекупы обманывают. На рынке правды нет. Обычно дают недостоверную информацию по количеству собственников, по участию в ДТП и пробегу. Все покупатели хотят, чтобы у машины был один собственник, маленький пробег и не было ДТП. Именно об этом вам скажет продавец.
По телефонному разговору сложно понять, что тебя обманывают. Каких-то волшебных вопросов нет. Но надо попросить предоставить имя собственника и спросить, как зовут человека, который продаёт машину. Если, к примеру, он говорит, что продаёт авто супруги, то попросите его сбросить фотографию ПТС и назвать свою фамилию.
Пробейте вин-номер по базам, которые сейчас доступны. Самое простое — проверить машину на сайте ГИБДД. Можно узнать, участвовала ли она в авариях, есть ли какие-то ограничения на регистрацию. Проблема только в том, что в этих базах обычно содержится информация за последние три года, а потому, если покупаемое авто старше, данные могут быть неполными.
Продажа машины в салоне вообще не является гарантией того, что она будет честной и чистой. Как-то звоню в салон, интересуюсь, есть ли крашеные элементы. Меня заверили, что только дверь. Я сразу предупредил, что не покупатель, а помогаю подбирать. В итоге выяснилось, что не только дверь, но также и крылья, крышка багажника. Конечно, машина не была в серьёзной аварии, но пытались скрыть, что были покрашены несколько элементов. В своё оправдание менеджер сказал, что смотрел другой эксперт, а потому он не знал об этом. Был случай, когда в салоне продавали машину, на которую были наложены ограничения на регистрацию.
Когда машина некачественная, то салоны стараются не вписываться в документы. Когда звоните в салон, в том числе спросите, вписаны ли они в ПТС в качестве собственника или нет.
Есть мнение, что лучше не брать машину, которой нет ещё года. Но, на мой взгляд, тут многое зависит от класса авто. Если это бюджетная машина (Kia Rio, Hyundai Solaris, например), то обычно их покупают на три-пять лет, пока не отдадут кредит или не закончится гарантия. Когда же речь идёт о дорогом авто, то владельцы иначе себя ведут. Могут выставить на продажу, так как просто не понравилась.
Сделку всегда надо доводить до конца с продавцом. Иначе могут возникнуть вопросы у стойки регистрации автомобилей. Сейчас очень много случаев, когда люди перестают платить кредит и продают машину. При этом ПТС у владельца автомобиля на руках и в нём никаких отметок о залоге нет. Стоит брать справку у нотариусов, что машина не находится в залоге. Это позволит потом избежать проблем и потери автомобиля.
Нередко машину продаёт какой-то левый человек. На этот случай есть масса отговорок — например, говорят, что собственник находится в отпуске за границей. Но на каком основании какой-то левый человек продаёт автомобиль? Он рассказывает, что у него есть подпись в ПТС, которую оставил владелец.
Но откуда я могу знать, что это действительно так. Бывали случаи, что на регистрации гаишник разворачивал, так как, по его мнению, подпись была оставлена не собственником. Не похожа, и всё. И потом докажи, что он не прав. Найди потом этого человека, который клялся, что это автограф владельца авто. Так что я рекомендую встречаться в ГИБДД на сверке: как только инспектор принял документы, удостоверился, что нет никаких ограничений, только после этого платим деньги.
Не стоит покупать машину, если номера перебиты, а затем официально оформлены. Мы наткнулись на такой вариант у одного из дилеров — красивый, нарядный Lexus. У владельца его угнали, номера перебили, но затем полиция нашла машину и вернула её владельцу. Такую машину потом будет очень сложно продать, а потому придётся делать приличный дисконт.
Нельзя осматривать грязную, пыльную, мокрую машину. Она обязательно должна быть чистой и сухой. Мы же не телефон покупаем, и даже не автомобиль, а свою безопасность. Лучше проводить осмотр на мойке или в автосервисе. Идиотизм покупать машину просто потому, что она тебе понравилась на улице.
Осмотр машины начинаем с крыши. Если она мятая, то нет смысла тратить время. Надо смотреть на лампу, затем на ее отражение на крыше. Если оно ломается, то есть залом. Иногда у нас бывает сильный град. Исправлять такие повреждения достаточно сложно. Затем смотрим стойки. Все элементы кузова должны быть одинаково окрашены.
Также смотрим все стёкла: они должны быть с одинаковой маркировкой, датой выпуска. Затем фары, фонари. Капот также смотрится на источник света. Если деталь имеет зеркальный вид, то, скорее всего, она окрашена.
Обязательно надо посмотреть наклейки на стойках, чтобы они были оригинальными. Уберите всё лишнее из багажника, посмотрите на состояние ниши багажника, пола. Лонжероны сложно увидеть. Для этого лучше обратиться в сервис, чтобы поднять машину на подъёмнике.
Даже новые авто могут быть битыми. Как-то к нам обратился мужчина, который обнаружил в багажнике своего Kia много кусков колотого стекла. Невооружённым глазом было видно, что крышу ремонтировали. На ней был слой шпаклёвки. Плюс к тому дата на стеклах не соответствовала году выпуска. Также был окрашен и багажник.
И это дилерская машина! Вот какое бывает отношение — даже стекло не убрали. Именно поэтому меня вызывают осматривать и новые машины, так как во время транспортировки они падают с автовозов, их неудачно выгружают и царапают. Все заинтересованы в продаже, и о совести тут речи не идёт.
Покупатели боятся большого пробега в 150 тысяч километров. Именно поэтому перекупщики часто скручивают его до цифры, которая близка к ста тысячам километров.
Перекупщики делают всё, чтобы скрыть реальный пробег: перетягивают рули, перешивают блоки.
Не надо покупать первую же машину. Стоит осмотреть несколько вариантов. Так можно лучше понять, как должен выглядеть автомобиль при разном пробеге.
Если машина продаётся по нижней планке рынка, то, скорее всего, у неё есть проблемы. Одна сотая процента, что кто-то будет отдавать хорошее авто дёшево.
Почитайте также тест-драйвы некоторых популярных моделей, которые не так давно вышли на рынок. Например, мы тестировали несерьёзную модель Toyota и один из самых амбициозных китайских кроссоверов, а также немного поиздевались над SKODA Kodiaq российской сборки.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU