![Без руля и педалей: тестируем футуристическую беспилотную маршрутку КАМАЗа Движение ШАТЛа всё время контролируется через сеть высокоскоростного интернета 5G | Источник: Максим БУТУСОВ / E1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/e6/7d/e2/e67de2fb17a4cf38c4a4765651b95d9d/656x438_1:5523_2dad9bc6fcf27bd868311ccce828f536@2048x1365_0xu0o2pgJY_0106461296771350044.jpg.webp)
Мне очень не хочется, чтобы наступило будущее, в котором на дорогах останутся только автомобили без водителей. Похоже, что такой вариант фактически неизбежен. Но я буду до последнего держаться за возможность лично управлять машиной, поскольку это безусловное удовольствие.
Об этом я думал, когда ехал в беспилотной маршрутке КАМАЗа, которая медленно-медленно двигалась по территории «Сколково».
— Я уверен, что через какое-то время наши внуки будут спрашивать: «А правда ли, что ты сам водил машину?». В среднесрочной перспективе вождение автомобиля перейдёт в разряд хобби, — считает Владимир Кириенко, первый вице-президент «Ростелекома».
Всё дело в том, что беспилотник использует сверхскоростной мобильный интернет 5G. Первую опытную сеть специально построили в «Сколково». Конечно, для контроля нескольких машин вполне бы хватило 4G или даже 3G, но в будущем таких машин будет много, а потому никакой 4G с таким потоком информации не справится.
Проект беспилотника на КАМАЗе появился в 2014 году, а в 2015 году показали грузовик. Но это была, по сути, обычная машина, которая могла ехать без помощи водителя.
Первую же версию беспилотника-маршрутки без руля и педалей продемонстрировали в 2016 году. Её разработали совместно НАМИ и КАМАЗ. Проекту дали название ШАТЛ (широко адаптивная транспортная логистика). Эту маршрутку, кстати, показывали на «Иннопроме», но она просто стояла на стенде, а не ездила.
![Первая версия ШАТЛа сиротливо стояла в углу | Источник: «Ростелеком»](https://n1s1.hsmedia.ru/08/49/b9/0849b927c1a6483422163d63a59252d6/656x438_1_ca4dc1d0ced26f6c2000ac58913add08@3000x2000_0xpZdMmqJl_5748687465977320067.jpg.webp)
Кузов разработали полностью с нуля. Говорят, что ни одна платформа обычных машин не подходит для беспилотника.
— В основе машины — интегрированный композитный каркас из базальтового волокна, — рассказал E1.RU директор центра государственных и комплексных программ НАМИ Алексей Гуськов. — Кузов же сделан из различных пластиков. При этом детали приклеены, а не прикручены! В итоге получился жёсткий и очень прочный кузов.
![Кузов маршрутки сделан из пластика | Источник: Сергей ПАНИН / E1.RU (видео)](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/04/38/ed043858519316e0fe03cf91bd5d93b6/656x438_1_71fcabb69d9dac057f8b4b1fb1ceb6f1@3000x2000_0xfXTg7YBZ_7148923124950704080.jpg.webp)
Поскольку в будущем двигателей внутреннего сгорания, как считается, не будет, беспилотник является электрокаром. Под днищем установлена батарея емкостью 35 киловатт-часов. Её должно хватать на 120 километров. Больше и не надо, поскольку речь идёт об общественном транспорте, то есть они могут периодически заряжаться, а длина даже самого длинного маршрута даже в Москве точно не превысит 40 километров.
![Внутри ШАТЛа по шесть сидячих и стоячих мест](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/9e/e6/5b9ee6a76d8708405b0b77c32ac6db0e/656x438_1_7dea169628a7e86ff29961c5f4d01c92@3000x2000_0xs0H3BZ5f_5689742153895386402.jpg.webp)
Самое интересное, конечно, как беспилотник едет. Для журналистов предложили один маршрут длиной полкилометра: машина ездила по кругу, делая левый и правый повороты и два раза разворачиваясь. Скорость ограничили на уровне 20 километров в час, хотя теоретически маршрутка может разогнаться до 110 километров.
![У машины две раздвижные электрические двери](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/d6/0f/1ad60f225728d3f7358b15c0079549cf/656x438_1_2e9a15b1985495897c6adc3216bbdd94@3000x2000_0x6ZZSN1Q5_4029552778644694397.jpg.webp)
В беспилотнике есть пульт управления: достаточно нажать кнопку «старт», и машина поедет. Но пока запуск происходит удалённо (в том числе для этого и нужна сеть 5G).
— Посадка окончена, готовы начать движение, — произносит оператор (на самом деле это один из инженеров) беспилотника, и маршрутка трогается!
Весьма необычные ощущения, когда автобус без водителя куда-то едет. Вот поворот, небольшое торможение, и машина легко в него вписывается.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/69/e8/2b69e8c66c8a510889fc36880e5e6fc2/656x438_1_75aaa4af7e7bf053fad24e1df63e079c@3000x2000_0xbRrvBsWt_7905986450777484708.jpg.webp)
Дальше ещё интереснее — разворот. Прикидываю, как бы я выполнил этот манёвр: места мало, пришлось бы в два захода. Но ШАТЛ вписывается в него. Только позднее я узнал, что обе оси поворачивают. Следом — правый поворот, разгон и торможение.
![У ШАТЛа поворачивают обе оси — благодаря этому диаметр разворота всего около 13 метров](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/91/7b/bb917bb8aca807992c3c5dc1de375ac2/656x438_1_5502722bbdc1ab61399b486eca8d6dd0@3000x2000_0xz9unI7Mu_4809325369129162584.jpg.webp)
Ещё сотня метров, и маршрутка останавливается. Двери открываются. Непонятные ощущения — вроде бы и необычно ехать в машине без водителя, да к тому же без руля и педалей. С другой стороны, от езды за рулём я получаю куда больше удовольствия, а тут как-то всё пресновато.
![Пульт управления беспилотником исключительно прост](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/7e/bd/1d7ebdb76ad155966b5bfdc11f720742/467x700_1_bb22333c4e917d07b94ee0b06c6fbeb3@2000x3000_0xBQA4f0Kg_3707689530623605449.jpg.webp)
Чтобы лучше разобраться в своих ощущениях, напросился сделать ещё один тестовый круг. И тут я понял, что пока это аттракцион: машина просто ездит по кругу, как по рельсам. Большой вопрос, насколько она готова к реальным условиям, хотя создатели и уверяют, что готова.
— Мы изначально рассчитываем, что машина должна уметь ездить по нашим дорогам, где есть ямы, нет разметки и нормальной обочины, — рассказал замглавы КАМАЗа по развитию и инновационным продуктам Фирдаус Кабиров. — Мы рассчитываем, что беспилотник среагирует на возникшую на дороге опасность быстрее, чем человек.
Но на всякий случай мужчина в жилетке отгонял нас от дороги, по которой курсировал беспилотник.
![Алексей Гуськов считает, что ШАТЛ должен стоить примерно столько же, сколько за десять лет получает водитель, который тут не нужен. По нашим с ним прикидкам, выходит 5–7 миллионов рублей](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/81/99/aa81993d8b15970b48246ada0ca08b7a/656x438_1_f10f61d4ab8f239268f3a79ab3bd11c7@3000x2000_0xqPGhOQs8_2813020060274747126.jpg.webp)
Говорят, что лет через пять такую машину начнут выпускать серийно. Но я надеюсь, что случится это не так быстро.
— Мы никогда с вами не увидим беспилотный «Дакар»! — сказал Фирдаус Кабиров, который дважды выигрывал легендарную гонку. — Это же приключения! Весь интерес в том, чтобы по дюнам проехать, испытать это все на себе.
Ну хоть где-то водители будут нужны. И меня это радует.
Из «Сколково» я выбирался на обычном рейсовом автобусе. И от того, что за рулём был живой человек, я впервые получил удовольствие. Пусть пока будет такая реальность.
Сергей ПАНИН