«Мы с подругой вызвали такси. Только сели и тронулись, как водитель, уснув за рулём, протаранил автомобиль. Дорога пустая, аварийной ситуации нет, водитель просто уснул!» — увы, это довольно типичная история для большого города. В этой аварии пассажиркам такси повезло — обошлось без серьёзных травм и переломов, только синяки и растяжения. Но что, если ситуация окажется серьёзнее? Кто возместит ущерб, причинённый пассажирам? А главное — что вообще делать пассажирам? С этим разбирались наши коллеги с портала 74.ru.
Для водителей порядок действий при ДТП давно определён. Необходимо:
остановить (не трогать с места) транспортное средство;
включить аварийную сигнализацию;
выставить знак аварийной остановки;
не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
определить наличие погибших или раненых в результате ДТП;
при необходимости вызвать скорую помощь;
если вы оформляете ДТП не по европротоколу, вызвать сотрудников ГИБДД.
Если вы пассажир, знание этих правил лишним тоже не будет. Оцените своё самочувствие и при малейших признаках ранений вызывайте скорую. Лучше врачи на месте окажут вам разовую помощь, чем вы, храбрясь, откажетесь от осмотра и пропустите таким образом какое-то серьёзное внутреннее повреждение.
Плохой идеей будет оставить место аварии до приезда сотрудников ГИБДД. За то, что вы уехали, прав вас, конечно, не лишат. Но могут не вписать как пострадавшего в документы о ДТП. А это впоследствии может поставить под угрозу получение страховой выплаты по ущербу здоровью.
Важное уточнение — если вас с места ДТП увезли на скорой для осмотра, больница в обязательном порядке передаст информацию о вас и вашем диагнозе в ГИБДД.
Если в момент ДТП вы были пассажиром легкового такси, то имеете право обратиться за выплатой по ущербу здоровью в соответствующую страховую компанию. У крупных агрегаторов типа «Яндекс.Такси» и Uber в мобильных приложениях есть функционал, упрощающий сам процесс сообщения перевозчику об аварии. А ещё они обещают помочь с получением компенсации.
Если же вы были клиентом более мелкой службы заказа такси, важно понять, к какой страховой компании обратиться. Проще всего, подсказывает автоюрист Лев Воропаев, получить выплату от страховой компании, в которой водитель-виновник ДТП оформлял полис ОСАГО. Компании-перевозчики, по идее, тоже должны дополнительно страховать жизнь и здоровье пассажиров. Но делают это, увы, не все.
Сейчас Верховный суд как раз готовит важное постановление, согласно которому поисковики такси начнут платить своим клиентам, пострадавшим в авариях на машинах с шашечками.
— После ДТП пассажир (при условии, что он не получил серьёзных ранений и не был госпитализирован) может и должен взять информацию о своём водителе и втором участнике ДТП, если таковой имеется, а также их контактные данные. Сделать это несложно — можно просто снять на мобильный телефон паспорта, полисы ОСАГО, документы, дающие право на перевозку пассажиров, и, если имеется, страховой полис от компании-перевозчика, в которой работает таксист, — говорит Лев Воропаев. — Важно также убедиться, что сотрудники ГИБДД, оформляя эту аварию, обязательно указали данные пассажира во всех документах. Даже если пассажир получил только имущественный вред, всё равно нужно дождаться на месте происшествия сотрудников ГИБДД и требовать, чтобы его внесли в документы как потерпевшего.
После этого пассажиру нужно будет запросить в ГИБДД документы, которые были составлены в отношении виновного водителя (копию протокола об административном правонарушении, ставшем причиной аварии, и приложение-справку о ДТП), а также собрать все справки и медкарты, подтверждающие полученные в аварии травмы. С этим пакетом документов можно обращаться в страховую компанию виновного водителя.
Таким образом, чтобы максимально упростить себе сам процесс получения выплаты после ДТП, пострадавший пассажир такси должен сделать следующее:
на месте аварии собрать контактные данные и информацию обо всех участниках ДТП (Ф. И. О., адрес проживания, номер телефона, данные страхового полиса);
убедиться, что ГИБДД внесла вас в документы о ДТП в качестве потерпевшего (даже если пострадало только ваше имущество);
если после аварии вы обращались за помощью в больницу, нужно собрать все справки и медицинские карты, а также убедиться, что врачи фиксировали в них весь процесс лечения;
обратиться в ГИБДД за документами о ДТП;
отнести весь собранный пакет документов в страховую компанию виновника аварии;
если виноват ваш таксист — обратиться в его страховую или страховую компании-перевозчика.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU