— Попробуйте открыть дверь президентского ЗИЛа, чтобы почувствовать, сколько брони в ней, — предлагает мне экскурсовод Андрей.
Открыть дверь машины, на которой я мечтал ездить, будучи шестилетним пацаном! Фантастика. В то время я почему-то представлял, как работаю водителем у тогдашнего министра обороны Язова. На даче до сих пор хранится та моделька лимузина. И вот я аккуратно берусь за хромированную ручку, дёргаю — и тяжеленная дверь медленно открывается. Она, наверное, весит сотню килограммов.
В новом автомобильном музее УГМК, который откроют вечером во вторник, выставлены четыре кортежа первых лиц СССР — Сталина, Хрущёва, Брежнева и Горбачёва.
— Первый бронированный автомобиль представительского класса появился именно при Сталине — это был ЗИС-115. Не секрет, что в последние годы он ездил, лежа на полу сзади. При этом было несколько одинаковых машин, а потому никто не знал, в какой именно едет Сталин, — рассказывает директор автомузея Станислав Чуркин.
На ЗИС-115 была применена особая система бронирования — бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку, обшитую снаружи кузовными панелями. Бронекорпус выпускался на военном подмосковном заводе под Подольском и имел секретное обозначение «Изделие № 100». Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне.
Сталин сам машины не водил, так как у него была проблема с одной рукой. А вот Брежнев был ярым ценителем хороших авто. Были случаи, генсек на большой скорости отрывался от своей охраны.
Хорошо известна история, когда Леонид Ильич гонял по окрестностям Кэмп-Дэвида на Lincoln (подарок от президента Никсона). Последний вспоминал, что ему было очень страшно, но после поездки он сказал Брежневу: «Вы великолепный водитель».
Горбачёв был последним лидером страны, который передвигался только на отечественных автомобилях. Ельцин также какое-то время ездил на ЗИЛе (например, в 1996 году по Екатеринбургу), но позднее пересел на Mercedes.
Есть в кортеже Горбачёва и весьма необычный автомобиль — с виду универсал, а на самом деле скорая помощь. Это сейчас президента всегда сопровождает карета реанимации, а в советские годы это было не принято. Именно поэтому на базе ЗИЛа и построили скорую.
На четырёх этажах музея выставлены около 300 единиц техники, из которых около половины — автомобили.
— Мы смогли собрать в одном месте большое количество разных машин, которые так или иначе связаны с развитием автомобилестроения в нашей стране. Думаю, что аналогов такого музея в России пока нет, — уверен Станислав Чуркин.
По его словам, в запасниках есть ещё некоторое количество уникальных авто, а потому экспозицию будут регулярно обновлять.
— Совсем скоро появятся мультимедийные экраны. При их помощи мы расскажем о кортежах, о бронированных лимузинах, о нашем советском автопроме и многом другом, — изложил планы директор музея.
Завтра, 9 мая, новый автомузей сможет посетить любой желающий. В обычные дни билет стоит 150 рублей (подробности об условиях и ценах можно узнать по ссылке). Адрес музея: Верхняя Пышма, улица Александра Козицына, 2а.
Ранее мы подробно рассказывали о временном автомузее, который работал на территории «Уралэлектромеди». Он располагался в цехе готовой продукции.
Фото: Игорь ДО / E1.RU
Видео: Пётр ГИНДИН / E1.RU