В музее военной техники УГМК появились сразу два легендарных артиллерийских орудия – трёхдюймовка образца 1902 года, которую называли "косой смерти", и советская 76-миллиметровая полковая пушка образца 1927 года. В мире сохранилось всего несколько экземпляров дореволюционных трёхдюймовок.
– С изобретением в конце XIX века бездымного пороха, который помог решить проблему скорострельности, практически во всех крупных государствах того времени начались разработки по созданию самых массовых полевых пушек, главными задачами которых была бы поддержка собственной пехоты и борьба с живой силой противника, – рассказал директор музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
В Русской императорской армии на основе трудов Владимира Барановского появилась трёхдюймовка. Небольшой для современной артиллерии калибр 76,2 мм в то время позволял решать поставленные перед военными задачи. В то же время увеличение калибра автоматически привело бы к росту массы самого орудия, что сделало бы его неманевренным на поле боя. Именно поэтому в то время почти во всех армиях мира калибр полевых орудий практически не отличался.
Боеприпасами для трёхдюймовки образца 1902 года служила стальная фугасная и зажигательная граната, а ещё шрапнель. Первые снаряжались тротилом или аммоналом, а в шрапнель подсыпали смесь сурьмы с марганцем. При разрыве снаряда эти вещества образовывали хорошо заметное облако дыма, ориентируясь по которому, расчёты корректировали огонь.
Своё боевое крещение трёхдюймовка прошла в русско-японскую войну в 1904–1905 годах. Через десять лет на полях сражений Первой мировой в Галиции, Карпатах, Польше она снова показала свои превосходные боевые качества. По воспоминаниям современников, австро-германские войска несли из-за огня пушек огромные потери, за что противники прозвали орудия "косой смерти", а наши артиллеристы – "спасительницами".
Трёхдюймовку использовали в войнах и локальных конфликтах, которые вела Российская Империя, а затем и Советский Союз в первой половине XX века. Её образ нашёл отражение в кинематографе, литературе и даже при создании архитектурных ансамблей. Общая масса орудия была чуть больше тонны, дальность стрельбы – 8,5 км, скорострельность – 10–12 выстрелов в минуту. Модель получилась настолько удачной, что некоторые её узлы стали основой для создания более поздних типов вооружения.
Новые экспонаты раньше находились в собрании московского коллекционера, а сейчас расположились на втором этаже музея.
А в конце декабря в музее УГМК появилась знаменитая "Жестянка Лиззи", которая переоборудуется в "снегомобиль" при помощи специального приспособления.
Фото: Музей военной техники УГМК