Поразительнее всего то, как Mazda CX-9 маскирует истинные габариты. Самый крупный кроссовер сегмента, который длиннее Ford Explorer, не выглядит чемоданом на колесиках, и без шпаргалки я принял бы его за CX-7, да и то авансом.
Пять погонных метров скрыли за счет длинной базы и умеренных свесов, небольшой высоты кузова и переразмеренных колес. И если точно сбоку CX-9 выглядит распластанным млекопитающим из морских глубин, то в ракурсе три четверти скрывает размеры, отвлекая зрителя чеширской улыбкой радиатора и насупленным взглядом.
Иллюзия более компактного автомобиля не покидает и внутри. При изрядной ширине салона глубокая низкая посадка водителя слева от высоченного тоннеля создают эффект кокпита, который чаще встретишь в спорткаре. И стилистика салона дерзковата для большого кроссовера, который покупают, когда уже откипело.
Словно задавшись целью окончательно запутать любителей классификации, CX-9 не дает внятного ответа и на втором ряду сидений. Изначально он показался мне тесноватым, потому что массивная дверь открывается на не очень большой угол, а сама посадка слишком вертикальна — обычно такую компоновку используют, чтобы компенсировать недостаток длины кузова.
Когда садишься, ощущения тесноты вроде бы исчезает: перед коленями есть запас, спинка регулируется по углу наклона, широченный подлокотник имеет нишу для планшета и два USB-порта. Но нет и ощущения вольготности, как в иных кроссоверах и тем более седанах сходных габаритов.
Причина такой расчетливости понятна — третий ряд сидений. Увы, и он не радует простором, и хотя я сумел туда забраться, головой подпер потолок, а сдвинуть до конца спинки второго ряда не позволила моя зимняя обувь. Ряд для детей? Ну если только без детских кресел.
Так куда делась длина кузова? В багажник, который отличается весьма длинной погрузочной площадкой и удобным расширением ближе к бамперу. Сам его объем сравнительно небольшой — менее 550 л — но площадь развита, что делает отсек вполне функциональным. Он был бы еще удобнее, если оснастить его сетками для крепления грузов и прочей мелочевкой, как у SKODA Octavia или Lada Vesta SW.
Короче говоря, габариты Mazda CX-9 не сделали его самым вместительным автомобилем сегмента, и хотя я не назову его тесной, в погоне за кубометрам лучше посмотреть Ford Explorer или Honda Pilot. В их угловатые кузова войдет этак на треть больше.
Но Mazda, похоже, решила маскировать свои габариты до конца, потому что она не кажется большим автомобилем и с точки зрения ездовых качеств. Этикет пятиметровых кроссоверов предписывает им быть вальяжными и задумчивыми. Ускорение должно приходить мощной волной, но где-то через полчаса после нажатия на газ. В повторах нужно видеть, как заваливается горизонт. При торможении завтрак должен подступать к горлу. Некоторым такие повадки нравятся, потому что выпячивают несусветную массу автомобиля и тот факт, что при продаже тебя не обвесили.
Mazda легче большинства конкурентов, а ее подвеска гораздо настороженней. Из негативных эффектов — чувствительность к поперечным стыкам, из позитивных — все остальное. Ее настроение беззаботно, как у девочки в белой юбке. Чувствительный руль, пропорциональные реакции, отзывчивая педаль газа, логичный «автомат»… Изнутри очень сложно понять, что едешь на автомобиле здоровее Hummer H1.
В этом ее божья искра: я не помню другого кроссовера таких размеров, который бы создавал ощущение такой непринужденности. На CX-9 хочется ехать быстро, и если бы такой управляемостью обладал «Титаник», он бы увернулся. В CX-9 есть та же живость характера, за которую я хвалил Mazda CX-5, и с учетом разной весовой категории,это даже удивительно.
Двигатель предлагается единственный — 2,5-литровый бензиновый турбо, который на штатовском бензине развивает 250 л.с., на российском — 231 л.с. За счет убедительной кривой крутящего момента он обеспечивает динамику на уровне 249-сильных конкурентов вроде Toyota Highlander, Ford Explorer и Honda Pilot, но оставляет пространство для спора, что лучше: атмосферный V6 или дутый мотор-маломерка. По крайней мере двигатель Skyactive сравнительно экономичен.
Мы проехали по сухим грунтовкам, где лед высосал из луж остатки влаги, а пашни стали твердью. Несмотря на свое нежелание косить под «жып», Mazda CX-9 обладает неплохой геометрической проходимостью — просвет достигает 220 мм. Конечно, если судить ее по меркам кроссоверов вообще, ничего особенно выдающегося нет, и клиренс выше среднего позволяет лишь компенсировать исполинскую колесную базу. Но при езде по грунтовке и полям я напрягался не больше, чем за рулем кроссоверов на полметра короче, а это неплохая рекомендация.
И еще у нее конкурентоспособная цена, которая начинается от 2,89 млн рублей. Формально еще дешевле стоит Ford Explorer (от 2,649 млн), но Mazda CX-9 богаче оснащена: например, сразу имеет светодиодные фары, датчики дождя, света, давления в шинах, подогрев руля, электропривод крыши багажника, качественную аудиосистему.
После ухода с рынка Nissan Pathfinder питерской сборки остальные конкуренты в целом дороже, например, базовый Honda Pilot стоит от 3 млн, а за Toyota Higlander просят от 3,226 млн, хотя комплектация в целом слабее «маздовской». Kia Sorneto Prime предлагает жирную комплектацию за меньшие деньги (до 2,5 млн рублей), но Prime все же компактнее. Поэтому Mazda CX-9 японской сборки выглядит сильным соперником, но…
Но так уж повелось, что в этом сегменте доминирует Highlander, и можно сколько угодно анализировать это явление, но факт в том, что «тойотовская» концепция большого кроссовера резонирует с российским менталитетом: тут и позитивное восприятие бренда, и суровая внешность, и двигатель V6, и практичный салон, и память о временах, когда Highlander был почти внедорожником с настоящим полным приводом (сейчас у него тоже муфта).
В конечном итоге Mazda CX-9 рассчитана на другого клиента, более редкого. Большую машину часто покупают ради высокой посадки и пропорций, от которых вздрагивают соседи, принимая ее за омновский броневик. Это не про Mazda. Еще такие машины покупают, чтобы раскачиваться над дорогой в ритме кресла-качалки. Снова не про Mazda.
Она рассчитана на более поджарого клиента, который не склонен к насилию над потоком, но не утратил вкус к проворной езде. Который скорее обгонит, чем вытеснит на обочину. Может быть, этот человек вообще не любит очень большие машины и покупает их вынужденно, потому что того требует семья, комплект горных лыж и прицеп.
Такому человеку Mazda CX-9 придется по душе, потому что по умению маскировать большой автомобиль под нормальный равных ей я не знаю.
Благодарим компанию «УралТехЦентр» за помощь в подготовке материала.
Фото: Артем Краснов