Добро пожаловать в мир взрослых мужчин и их невероятных игрушек. Цена этого аппарата — 38 млн рублей. На эти деньги можно экипировать «Порше Кайенами» небольшое министерство. Бочку топлива, которую рачительный «Кайен» будет пить 1000 км, этот гигант сжигает за 50. Его полная масса больше, чем у танка Т-90, но давление на грунт меньше, чем у босых ног. Это «Витязь», самый проходимый из всех проходимцев на планете Земля. Не забудьте об этом, когда будете искать подарок на 23 февраля.
То, что выглядит прицепом – никакой не прицеп, а интегральная часть машины, которая позволяет ей поворачивать и одолевать ступеньки высотой в легковой автомобиль, приподнимая нос. Сцепка частей может «затвердевать», и тогда «Витязь» способен перемахнуть ров, в который войдет поперек Skoda Fabia.
Две половинки «Витязя» работают тандемом, и вся соль – в их сцепном устройстве. Оно позволяет вездеходу изгибаться в двух плоскостях, повторяя рельеф и маневрируя. Гидропривод работает непрерывно, пока «Витязь» в движении, а дополнительным рычагом под рулем водитель может превентивно изогнуть эту колбасу перед атакой наиболее сложных участков.
Изначально «Витязь» назывался «изделие 110» и предназначался для перевозки неделимых длинномерных грузов. Проще говоря, баллистических ракет. «Витязи» замысливались сухопутными аналогами подлодок для заброски стратегического вооружения в самые неожиданные места земного шара. Например, в северные болота, где человека видели последний раз еще до ледникового периода.
Длинные ракеты потребовали длинного транспортера, но длинные гусеничные машины неповоротливы, а колесные машины... о них мы скорбно помолчим, ибо с грузом 30 тонн да в болоте ни одна колесная машина не справится. Так главному конструктору Константину Осколкову пришла в голову идея сочлененного гусеничного вездехода, который при длине без малого 16 метров обладает такой маневренностью, что я бы не советовал играть с ним в догонялки.
А еще эта штуковина полноприводная. Все четыре гусеницы ведущие, а все три дифференциала блокируемые. Вы просто представьте тяговый рывок, когда почти 2500 ньютоно-метров усиливаются гидромеханической трансмиссией и подаются прямиком на четыре жестко сблокированные гусеницы! Дайте ему точку опоры, и «Витязь» сместит земную ось.
Тем удивительнее, вскарабкавшись по лесенке в салон, обнаружить там обычный руль и две педали. Что? Вы серьезно? По легкости управления этот сухопутный таран полной массой 60 тонн сопоставим с обычным грузовиком.
А педалей действительно две – газ и тормоз. На самом деле, коробка передач «Витязя» полуавтоматическая, то есть выбирает передачу водитель, но включается она автоматически, без выжима сцепления (его роль выполняет гидротрансформатор). Селектор «автомата» расположен под рулем и выглядит несерьезно для такой весовой категории. С водительского места «Витязь» перестает казаться таким уж тяжеловесом, хотя ширина его салона, уходящая в перспективу, впечатляет все равно.
А еще он умеет плавать, как в порожнем состоянии, так и с нагрузкой. Воздухозаборники мотора выведены на крышу, поэтому «Витязь» не захлебывается, даже когда его окна превращаются в панорамный аквариум. В общем, живучесть как у ящерицы.
Но главный залог его проходимости вот – гусеницы шириной без малого метр. Просвет в 35-40 см кажется гигантским по автомобильным меркам, но на фоне самого «Витязя» вроде как не впечатляет. Только просвет тут не причем, потому что большую часть препятствий «Витязь» обтекает гусеницами, а не пропускает между ними.
Некоторые модификации имеют обрезиненные траки, но наш хардовый «Витязь» переезжает асфальт по специальным лентам, иначе на дороге останутся автографы. Зато на грунте давление на поверхность падает до 0,3 кг/кв. см, что не является рекордом само по себе, но гораздо ниже, чем у автомобильных колес. И в два раза ниже, чем у пешего человека.
Некоторые «Витязи» оснащаются дизелем В-46-5, но эта машина получила мотор ЯМЗ-8401 мощностью 800 л.с. Гусеничный движитель, сложная гидравлика и масса в 30 тонн, естественно, создают колоссальное сопротивление, поэтому максимальная скорость «Витязя» всего 37 км/час.
Впрочем, это немало, потому что в местах обитания «Витязей» месяц идет за год, а километр – за десять. Это у нас, отъехав на 100 км, все равно окажешься близ какого-нибудь поселка, заправки или шашлычной. «Витязь» обычно работает на плече в те самые 100 км, но они разграничивают остаточную цивилизацию и такую глушь, куда не всегда доберешься и вертолетом ввиду отсутствия твердей для посадки.
Изнутри он кажется довольно шустрым, потому что посадка на балконе второго этажа обостряет ощущение скорости и морскую болезнь, когда «Витязь», не сбавляя хода, одолевает холмы и раскачивается с амплитудой метра полтора. По гладкой воде он идет, точно катер, но если будут волны... Таблетки от укачивания лучше употребить до поездки.
Комфортен ли он? Мне сложно судить, каково проехать на «Витязе» те же 100 км, но благодаря массе он идет с плавностью, характерной для большинства гусеничных машин. Гул мотора не оглушает, порядок и с эргономикой: не хуже, чем у грузовиков сравнимого возраста. А «Витязь» разрабатывался более полувека назад.
Этот вездеход, как и все выдающееся в мире, создан за счет личного энтузиазма одного человека, главного конструктора Константина Осколкова. Под конец Великой Отечественной войны его неприятно поразила беспомощность советской техники при форсировании весеннего Одера. Тогда он дал себе обещание построить машину, которая проложит себе дорогу где угодно. А потом довел это обещание до крайности.
Остроумная конструкция «Витязя» и его неудержимость интриговали с момента первых испытаний в 1971 году. Через десять с лишним лет стартовало серийное производство в Ишимбае (Башкортостан), но судьба машины отнюдь не стала бесконечной историей успеха.
Главной проблемой оказался межведомственный статус «Витязя»: военные не хотели связываться с нестандартным супертяжем, на гражданке такой монстр прижился не сразу. Тонны топлива хватает на 300-400 км пробега, так что «Витязь» рентабелен лишь при определенном размахе деятельности.
«Витязь» выпускается в большом количестве модификаций, и его задняя тележка может быть оформлена в виде фургона, погрузочной площадки, крана, экскаватора и вообще чего угодно. «Витязь» пытались превратить в чисто военную машину, установив бронекорпус и вооружение для борьбы с танками и авиацией, но в серию такие аппараты не пошли.
В конце концов Союз развалился, но еще раньше «Витязь» и завод транспортного машиностроения в Ишимбае оказались под угрозой исчезновения. И все же ген живучести, заложенный конструкторами, позволил «Витязю» выжить не только на болоте, но и в мясорубке 90-х.
Такой гигант мог появиться, наверное, только в России, став отражением ее масштабов. И эта пророссийская закваска его и спасла: основной спрос на «Витязи» обеспечивает главный наш промысел – добыча нефти и газа. «Витязи» доставляют массивные грузы по тундрам и болотам, перевозя в числе прочего и другую технику, которая по нашим южным меркам сама по себе чертовски проходима. Выручают они и в экстренных ситуациях, когда авария случилась там, куда надо не ехать, не плыть, а нечто среднее.
В последние годы к «Витязю» возник новый интерес в связи с активным освоением Арктики. Машина изначально готовилась для работы при сверхнизких температурах, а гусеничный ход позволяет ей ездить по льду. В начале 2017 года «Витязи» приняли участие в военных испытаниях по маршруту от Тикси до полуострова Котельного. Кстати, один из «Витязей», груженый топливом, провалился-таки под лед, но не утонул. С помощью двух других вездеходов его вытащили на твердь по частям, отцепив заднюю «тележку». Но на то и нужны испытания, чтобы понимать предел возможностей.
Интересно, что главой той заполярной экспедиции был полковник Денис Винников, внук создателя «Витязей» Константина Осколкова, который умер в 2013 году. Возможно, главный триумф созданной им машины еще впереди.
А я осуществил давнюю свою мечту. Несколько лет назад я задумался, какая из сухопутных машин обладает наилучшей проходимостью. Я изучил характеристики множества снегоболотоходов и вездеходов и чисто теоретически пришел к выводу, что одним из самых способных проходимцев, если не самым, является «Витязь» ДТ-30п.
И наше кратковременное знакомство лишь укрепило во мне это мнение.
Благодарим компанию «УралСпецМаш» (п. Роза, Челябинская область) за помощь в подготовке материала.
Артём Краснов
Фото: Артем Краснов