Вездеход или раллийный корч? Автомобиль или квадрицикл? К черту классификации: на первом же хорошем подбросе FunCruiser Lite вытрясает сложные мысли из головы и мелочь из карманов.
Я буду называть FunCruiser Lite багги, что и записано в его ПТС вместе с пометками «многоцелевой автовездеход» и «снегоболотоход». Пусть он выглядит насекомым с далекой Амазонки и шпарит по полю, как Hummer H1 при виде танка «Армата», это абсолютно российская разработка компании «Ф-МоторСпорт». К слову, FunCruiser – кровный родственник военного автомобиля «Чаборз», который не так давно тестировал Рамзан Кадыров.
опр
В «Фанкрузере» воплотились самые отчаянные фантазии его разработчиков, кроме тех, что идут с пометкой 18+. Любители внедорожной техники создали багги своей мечты. Идейный вдохновитель проекта FunCruiser Эдуард Мымрин вспоминает:
– Изначально мы занимались поставкой китайских багги, но они были откровенно плохими. Я сам окончил МАДИ, специальность – многоцелевые транспортные средства, поэтому возникла идея сделать багги самостоятельно, причем учесть российские требования к эргономике, проходимости, ремонтопригодности.
И вот что получилось...
Ход передней подвески – 400 мм. Артикуляция его колес настолько жива и непосредственна, что в облике «Фанкрузера» есть что-то от мультяшного персонажа – он то нахмуривается, то, наоборот, становится глуповато-веселым, как вырвавшийся на свободу спаниель.
Просвет – 350 мм. Тсссс... Слышите? Где-то зарыдал один Land Rover, потому что ему такие выси доступны лишь в верхнем положении пневмоподвески, да и то после капитального застревания.
Угол въезда не какие-нибудь там жалкие 30-40 градусов «Гелендвагена», а нормальные 90, потому что передняя точка «Фанкрузера» – это его шины. Плюс защищенное днище, плюс отсутствие пластиковой бахромы, плюс зубастые шины, плюс блокируемый дифференциал…
Единственная брешь в обороне – это отсутствие полного привода у модели Lite 1600. Он появляется у более мощного, но и в два раза более дорогого FC2000 SuperSport. Впрочем, даже без полного привода «Фанкрузер» даст фору многим внедорожникам, если не в грязи, то при езде по буеракам точно.
Двигатель ВАЗ-21126 расположен перед задней осью и развивает 98 л.с., коробка передач – пятиступенчатая механика от Lada Granta. Выбор в пользу российского силового агрегата абсолютно оправдан, ибо к чему городить огород, когда вазовский агрегат отремонтируют в любом огороде. Ну, кроме электроники.
Все тормоза – дисковые, задний дифференциал самоблокирующийся, рулевое без гидроусилителя. «Фанкрузер» выглядит аппаратом, который грамотно задуман и хорошо собран.
Впрочем, можно и придраться. Так, не хватает сеток на боковые проемы, чтобы при перевороте не переломать руки седокам, но это (сетки, а не руки) – дело наживное. Не доставало мне и мелких боксов в салоне, чтобы разместить хотя бы фотоаппарат: не держать же его все время между ног (отпотевает).
Грузовая полка есть над двигателем, и для путешествий сюда просится закрывающийся бокс. 30-литрового топливного бака хватит километров на 300 пробега, так что для серьезных вылазок придется брать запас топлива с собой, который съест половину места для багажа.
Эргономика, кстати, на удивление удачна: она воспроизводит посадку, которую любят раллисты и все, кто под них косит: руки и ноги полусогнуты, спина прямая, рычаг высоко, самооценка растет. Мне нравится. К «Фанкрузеру» почти не нужно привыкать, и для машины, которая собрана на голой раме и голом энтузиазме, это хороший знак. А еще приятно пристегнуться четырехточечными ремнями – как-то спокойнее.
Что мешает – так это узкая лента лобового оргстекла (ветрозащитный козырек), сгиб которого приходился аккурат на линию взгляда. На дороге еще худо-бедно видно, а вот при езде по полю, когда нужно избегать пни, коряги и сурков, я предпочитал сидеть в позе блондинки – это когда подбородок занесен над рулевым колесом, а глаза слегка на выкате. Эдуард Мымрин поясняет: высота козырька подбирается под рост водителя, и коли я ездил на чужом багги, обзорность оказалась неидеальной.
Маловаты и зеркала, а салонного нет вовсе. В плотном трафике чувствуешь себя неуверенно, хотя... Можно ли в принципе чувствовать себя уверенно в машине, в которой птицы могут обгадить тебя прямо через проем лобового стекла?
Педали и рулевое на самом деле тяжелые, но я понял это, только когда сел в свою машину и решил, что у нее оборвались все тросики и сломался рулевой вал – настолько невесомой она показалась. Немного достает невнятное усилие при включении первой и второй передач, и в целом приводу коробки не хватает избирательности. Первую включаешь, будто мнешь под кулисой кусок пенопласта.
Едет FunCruiser в полном соответствии со своим названием. Салон открыт всем ветрам, колеса плюются грязью, воют протекторы, стонут амортизаторы, зудит мотор… Уже на 40 км/час ты не тошнишь – ты распространяешься по планете, как раскат грома. И чем быстрее – тем больше молний в глазах.
Что совершенно покоряет, это безразличие «Фанкрузера» к ухабистым грунтовкам и полям. Он жарит по ним с таким масляным равнодушием, что видеоряд все время спорит с вестибулярным аппаратом. Ты предчувствуешь удар по заднице и даже превентивно сжимаешь ее в кулак, а машина невозмутимо переваливается через рытвину, словно не успев заметить. В длинных вояжах главное не оборзеть настолько, чтобы от своей безнаказанности не проворонить какой-нибудь пенек в траве.
Рулевое не показалось мне абсолютно прозрачным, и есть впечатление, что отсутствие усилителя вынудило уменьшить кастор. Поэтому руль не возвращается в ноль самостоятельно и порой кажется вязковатым. Что, впрочем, объяснимо при таких мясистых шинах и гуттаперчевой подвеске.
Но зато он умеет ездить! «Фанкрузер» хорошо держится в заносе и не пугает двойственностью реакций, что продемонстрировал Макс Ахтямов.
– Автомобиль абсолютно адекватный, – комментирует наш Стиг после заезда. – Пожалуй, я бы поставил сюда электроусилитель, потому что при торможениях, когда зажимается передняя подвеска, на руль приходят удары, и приходится крепко держать его в руках. Машина хорошо едет в боковом скольжении, но снова не хватает усилителя, потому что для возврата руля в нейтральное положение приходится прилагать ощутимое усилие. В остальном рулевое острое, в заносе достаточно менее одного оборота руля.
Максим также отмечает, что из-за длинноходной подвески при езде на таком багги важно грамотно использовать перераспределение масс, которое видно невооруженным глазом.
Мне же понравилась податливость шасси: если при вялой езде оно склонно к недостаточной поворачиваемости, то под прессом крутящего момента да с блокируемым дифференциалом демонстрирует хорошую остроту и отзывчивость.
Ты поддаешь газу, и машина доворачивает внутрь виража, а если срывается в занос, контролировать ее на малых углах сравнительно просто – убираешь руль «в ноль» и все. Стабильность и предсказуемость поведения у нее на уровне серийных автомобилей с той лишь поправкой, что FunCruiser стабилен на любом клочке почвы.
Может быть, для совсем уж агрессивной езды двигателя все-таки недостаточно, и зазоры между передачами великоваты. Впрочем, я бы все равно оставил российский агрегат за его ремонтопригодность, а методов форсирования вазовских двигателей сегодня немало. Было бы желание, а рассказать знакомым, что у тебя там 150 (да что там – 200), можно всегда. А потом, при езде без экстрима для 800-килограммового багги более чем достаточно 98 л.с. – считайте, что в «Оку» поставили в три раза более мощный мотор.
Концепция «Фанкрузера» двойственна: его можно использовать для тренировки раллийных навыков, а можно ездить по бездорожью. Отсутствие полного привода в какой-то мере даже веселит, потому что там, где он не пройдет в натяг, он проскочит кавалерийским нахрапом, а это требует от водителя мастерства и отваги.
Но вообще я всю дорогу думал не о воображаемых раллийных допах и не о трофи-рейдах. Я думал о том, что на такой машине хочется куда-нибудь свалить. Просто открыть «гуглмэп» и наметить озерцо без подъездных дорог. Фан гарантирован.
Хотели бы вы прокатиться на таком аппарате?
Фото: Фото автора