Идея вживлять микрочипы в номер не нова, однако, по информации агентства RNS, ее готовятся реализовать на практике. Это сделает контроль за нарушениями и передвижением транспорта близким к стопроцентному. Плюсы и минусы такого подхода – в нашем материале.
Веский повод
Первый раз о чипизации госномеров заговорили еще в 2012 году применительно к столичному автопарку. В 2013 году правительство поручило разработать общероссийский регламент на чипованные номера, однако с тех пор дело забуксовало.
И вот у властей появился вполне осязаемый мотив: система «Платон» взимает плату с фур, сканируя номера. Чтобы воспрепятствовать этому, дальнобойщики замазывают номера грязью, кидают снежки, используют прочие «неспортивные приемы», и практика приобрела систематический характер, рассказывает директор ФКУ «Росдормониторинг» Константин Угаров.
Совместно с МВД разрабатывается система идентификации транспортных средств без визуального считывания номеров. В случае с легковым транспортом применений может быть еще больше: контроль движения, транзакции на платных магистралях, выявление автовладельцев-должников и так далее.
Что такое RFID-метка
Радиочастотная идентификация (RFID) – изобретение, которое вокруг нас. Ее используют вместо штрих-кодов в супермаркетах, библиотеках, на складах и производствах. В Европе по этой технологии работают проездные в транспорте, в «Формуле 1» она используется для контроля времени круга с точностью до 0,001 секунды. Метки активно используются для контроля проезда по платным магистралям. Возможно, в вашем кармане лежит банковская карта с RFID-чипом – для оплаты ее достаточно поднести к считывающему терминалу.
Метки бывают пассивными (без источника питания) с малым радиусом действия и активные, излучение которых фиксируется с дистанции сотен метров.
В отличие от госномера, метки могут хранить некоторую персонифицированную информацию, например, VIN-номер автомобиля, его марку и цвет. Данные на них можно записывать извне, например, время заезда автомобиля на парковку с почасовой оплатой.
Чем плохи камеры?
Системы видеофиксации распознают госномера и получают доступ к полной информации о регистрационных данных автомобиля. Так в чем, собственно, прорыв?
В свете маленьких хитростей дальнобойщиков главным плюсом считается невозможность (по крайней мере сложность) исказить или «замазать» данные, передаваемые по радиоканалу. RFID-метки считывают при любом освещении и в любую погоду, хотя, например, сильный ливень или гроза могу осложнять работу подобных устройств.
Но главное, в отличие от достаточно громоздких камер видеофиксации, сканеры RFID-меток могут быть установлены скрытно, и сделают ли для них обязательными предупреждающие знаки, как для камер, – вопрос.
Новый повод потратить бюджет
Опасения, что госномера с метками создадут эффект «большого брата», в целом безосновательны: если вы не скрываете госномер (что само по себе запрещено), RFID-метка не сообщит властям ничего нового. Паранойю на тему тотальной слежки лучше удобрять мыслями, что ваш сотовый телефон расскажет о вас больше секретов, чем госномер автомобиля.
Однако инициатива отнюдь недешевая, потому что речь идет о разработке достаточно сложной системы, замене госномеров 50+ млн автомобилей и массовой установке оборудования для сканирования меток.
Кроме того, гонка вооружений в радиоэлектронной сфере идет полным ходом, и есть вероятность, что чересчур умные номера станут объектом интереса для хакеров. Скажем, банковские RFID-карточки оказались уязвимы для дистанционного снятия денег мошенниками. Как минимум требуется разработка криптостойкой технологии, которая исключит любые злоупотребления, а это отдельная статья расходов.
Кроме того, в России есть системы видеофиксации нарушений, с недавних пор полным ходом внедряется «Глонасс»-идентификация. И так ли нужен еще один способ тотального контроля за транспортом? Возможно, дальнобойщики будут охотнее раскошеливаться на «Платон», если деньги потратят не на умные номера, а на улучшение федеральных трасс?
Поддерживаете ли вы идею о чипизации номеров?
Артём Краснов
Фото: Фото автора