Больше всего нервирует снежный «поролон», который нарастает на боковые окна через три поворота. Если опустить стекло, а потом чиркнуть колесами по свежей пороше, в салон залетит лопата снега, так что окна и прочие отверстия приходится держать задраенными. Но как тогда ехать? При боковом скольжении основной обзор идет через боковые же окна, а их, считай, нет. Гонки на бронепоезде.
Но это было потом. А началось все с дорог общего пользования, по которым я ехал так аккуратно, что владелец канареечного Lancer Evo начал подбивать меня на административное грехопадение.
Превысить скорость, говоришь? Хм... Нет, я не святоша, просто страшно, черт побери.
В режиме полного «буста» Lancer Evo выжимает из форсированного движка 400 л.с. при давлении в 2 бара. Есть еще режим для домохозяек, когда давление не поднимается выше «очка», а мощность составляет 300 л.с. По современным мерка это немного, и какой-нибудь Mercedes-Benz GLA 45 AMG плюс-минус сравним с этим «Лансером» по энерговооруженности с той лишь разницей, что «Эво» нельзя равнять современной меркой.
Системы стабилизации нет, АБС срабатывает поздно и лениво (и то, если как следует прожмешь), а ощущение от руля – будто пытаешься разогнуть удава. То он кажется податливым, а то наливается тяжестью, словно не прочь тебя придушить.
А еще механическая коробка передач. Я люблю механику, и здесь она довольно четкая, хотя и туговатая. Но если у современных турбомоторов выбор правильной передачи носит метафизический характер, то у Lancer передача решает все. На пятой спортивный выхлоп обиженно гудит, а динамика разгона с 80 до 120 км/час сопоставима с моими первыми «жигулями» (если бы у них была пятая...). Но стоит включить, скажем, третью... Ты словно неосторожно открыл бутылку шампанского, а тебя предупреждали – не направляй на людей. Двигатель взрывается криком свободы, давление наддува мчится к отметке 2 бара, переобогащенная смесь ускоряет таяние ледников, а на горизонте маячит статья 12.9 КоАП.
Lancer Evo не знает полутонов. Это холерик со склонностью к депрессиям, который под уздой кажется почти заунывным, но ошпаривает темпераментом, едва хлестнешь его по заднице. Он норовист, остр, почти остроумен, а порой саркастичен и даже трагикомичен. Он верток, как тот удав, которого кинули на сковороду. Он может спасти, а может ужалить, ну или задушить в объятьях.
Нельзя быть неопытным дрессировщиком змей. Это нонсенс. Их отсеивает естественный отбор.
Вот и я предпочитаю добровольно стать чайником вследствие инстинкта самосохранения и ещё ипотеки. Я мысленно клею желтый квадрат на желтый «Лансер». Я пока мучаю его пятой передачей. «Эвик» вздыхает перепускным клапаном и бурчит выхлопом с дуло «Арматы».
При 100 км/час на тахометре 3000 об/мин, ибо коробка не заточена под круизы, что делает страдания «Лансера» особенно заметными. Это вздохи школьника на уроке географии. Это томление перед первым поцелуем. Это, черт возьми, действует нам обоим на нервы. Но лучше так, чем в сугробе.
В принципе, спокойная езда на нем дается легко благодаря интуитивности органов управления и, разумеется, полному приводу. Иногда «Эвик» погуливает по дороге, реагируя на колеи, хотя зимние колеса шириной 215 мм – не самая экстравагантная обувка. В остальном он едет, как обычный Lancer, хотя я плохо помню, как он едет. Но как-то так.
Подвеска не кажется настолько зубодробильной, как любят описывать в Интернете, скорее, ее жесткость чувствуется тем больше, чем крупнее выбоины. Мелочевку и средние волны «Эволюшин» скрадывает лучше иных «бюджетников». Крупные стыки – хуже. В среднем – один фиг.
Но даже кажущееся благодушие не позволяет ни на секунду забыть о его характере. Турист, заночевавший в жерле вулкана, не может спать чересчур сладко. Особенно когда запахнет сероводородом то ли от вулкана, то ли от самого туриста.
А мы уже близки к этому, потому что приехали на удобную площадку для экспериментов, где владелец обнадеживает меня: «Дрифтовать на нем сможет девяностолетняя бабуля. Даже ты сможешь».
От таких авансов я чувствую прилив бодрости духа. Жутко короткая первая передача для дрифта годится едва, потому что перманентно загоняет мотор в отсечку, уподобляя швейному станку. Поэтому использую в основном вторую, хотя, не привыкнув к настройкам газа, то и дело бьюсь стрелкой о лимитатор.
Интересно, что Lancer производит впечатление довольно-таки стабильной машины, которая не срывается в занос по каждому пустяку, а наоборот требует некоторой целеустремленности. Однако под избыточным газом он охотно делает стойку в три четверти относительно первоначального курса, причем для этого не нужно чересчур сильно вертеть руль. Лучше притормозить, наживить траекторию легким качанием руля и затем поддать. Жжжжжжжжж... Какая поразительная устойчивость в неустойчивом положении! Lancer похож на идущую по канату марионетку, которую страхует дюжина невидимых тросов, создавая иллюзию твердости. Чуть левее наклон, чуть правее... Руль почти прямой, траектория задается газом. Давишь сильнее – Lancer выскакивает на широкий радиус, увеличивая угол заноса. Ослабляешь газ – машина вкручивается в поворот. Его нос словно сам собой смотрит примерно туда, куда ты целишься. Дозировать газ поначалу сложно, поэтому я предпочитаю «играть» педалью, и машина охотно грызет траекторию, харкается снегом и удобряет стекла белой пылью (но ничего запрещенного).
Не требуется даже пресловутых контрвращений, потому что занос на Lancer – это что-то вроде погружения пенопластового буя под воду. Ослабляешь давление, и он всплывает сам собой. Стабилизируется. При перекладке из одного заноса в другой нет даже характерного хлыста, которым иные машины драматизируют небольшие водительские ошибки. Эх, знал бы я это раньше, не осторожничал бы так сильно на дорогах. А может, хорошо, что не знал.
И все это, напомню, без системы стабилизации. Чистая механика, а еще гидравлика, мехатроника и чуть-чуть инженерного гения.
Я точно помню, что сказал владельцу, выбравшись из-за руля. «Слушай, я не помню другой машины, которую так легко удерживать в заносе». Сорвать автомобиль – дело нехитрое, а вот играть углом и крутизной траектории на многих машинах не то чтобы невозможно, просто требует совсем иного уровня мастерства.
Lancer Evo, кажется, готов скользить хоть целый день, и жаль, загорелась лампочка кончины топлива. Расход в таком режиме? Да кто его считает, если колеса работают миксерами для снега. Зато я собрал небольшую толпу зрителей, которые разглядывали наши пируэты то ли с восторгом, то ли с негодованием. Понакупят, блин, самокатов...
Одним из залогов успеха Lancer Evo был двухлитровый двигатель 4G63T, который в разных модификациях ставился на все поколения Evo до 2007 года (до выхода Evo X). Как и сам Lancer Evo, его двигатель имел гражданские корни и выпускался в десятках вариаций с наддувом и без него. Для Lancer Evo использовали версии с турбонаддувом, которые к середине 90-х развивали 280 л.с. На самом деле потенциал был выше, однако по джентльменскому соглашению японские производители того времени не могли переходить планку в 280 л.с., по крайней мере официально. Поэтому многие Evo имели мощность выше заявленной, а позже для «чужих» рынов Mitsubishi стала выпускать Evo с мощностью мотора до 400 л.с. Такую же мощность без особого труда выжимали из мотора с помощью тюнинга. Бензин - только АИ-98, а летом еще и с антидетонационной присадкой.
Lancer Evo бесполезно объяснять. Какой смысл, говорите? Его нет. Lancer Evo – бессмыслен, как северное сияние. Как майский вечер. Как секс с контрацептивами. Наблюдающий со стороны всегда будет чувствовать неловкость, раздражение или зависть. Ну, либо восторг, если верит, что и он тоже когда-нибудь... А если он старый девственник, то только раздражение.
Скептики могут не напрягаться, потому что Lancer Evo – это уже прошлое. То самое старое, доброе, о котором принято вздыхать, и которое вернется, лишь когда станет еще и хорошо забытым. Когда возродится мода на средневековые забавы.
Mitsubishi добровольно сдала этот рубеж, а после приобретения компании альянсом Renault-Nissan, боюсь, процесс стал необратимым. И здесь нет никаких теорий заговора, просто «Эволюшин» есть антитезис ценностям современного мира, в числе которых экология, безопасность, политкорректность, демократия и так далее.
«Через заднее крыло я вашу демократию видел»
Но я бы считал карьеру автожурналиста неполноценной, если бы не успел проехаться на одной из таких машин до того, как они будут стоить дороже современных Porsche.
Lancer Evo интригует концепцией. Полноприводная трансмиссия с «подруливающим» задним дифференциалом AYC при технологиях конца прошлого века выглядела, наверное, техническим авантюризмом, и ее более-менее массовое внедрение на других автомобилях, вроде BMW X6 и Porsche 911, началось лет на пятнадцать позже. Mitsubishi каким-то чудом заставила ее работать, превратив заурядный переднеприводный седан в спорткар, способный бросить перчатку суперкарам. По крайней мере с точки зрения динамики и фан-ту-драйва.
Классическая полноприводная трансмиссия с тремя честными дифференциалами у Lancer Evo была дополнена рядом интересных систем. Начиная с IV поколения, Mitsubishi внедрила так называемый Active Yaw Control (AYC) – задний дифференциал, позволяющий управлять вектором тяги за счет перераспределения момента с внутреннего колеса на наружное (в повороте). Центральный дифференциал с многодисковой муфтой и электронным управлением имел несколько настроек для асфальта, гравия и снега. На передней оси устанавливался винтовой самоблок. За счет такого арсенала Mitsubishi удалось максимизировать эффективность полноприводной трансмиссии без использования систем стабилизации. К слову, на раллийных версиях AYC не использовался – его заменяло мастерство гонщика.
Lancer Evo – это апофеоз чистой инженерии без примесей маркетинга и здравого смысла. В обозримом будущем мы не увидим подобных машин, потому что их время вышло. Массовые марки чураются всего, что пахнет угарным газом и грохочет на 100 децибел, а премиум-сегмент продолжает строить спорткары по старинным рецептам, разводя маркетинговых лошадей и стреноживая их электронной уздой (что-то вроде высокоточного оружия с запаянным дулом). Может быть, на пике карьеры Lancer Evo казался лишь пробой пера, за которой последует что-то еще более мощное, точное и крутое, но судьба уготовила именно ему стать экстремумом.
Экстремумом, дрифтовать на котором сможет бабуля.
Фото: Фото автора и производителя, видео и монтаж Андрея Винникова