Совсем недавно системе «Платон» исполнился год. Сколько насобирали с грузовиков, на что готовы дальнобойщики и когда ждать повышения платы – расскажем в нашем материале.
«Платон»: болевая точка дальнобойщиков
15 ноября 2015 года в России начала работу система взимания платы с грузовых авто массой от 12 тонн за проезд по федеральным дорогам. Первые полгода дальнобойщики бунтовали: они устраивали митинги и пикеты, блокировали трассы и затрудняли проезд по федеральным автодорогам для другого транспорта, известны даже случаи поджогов офисов оператора «Платон» и смертельные аварии во время акций протеста.
По неточным подсчетам, принимали участие в мероприятиях по отмене «грузового оброка» дальнобойщики из 43 регионов страны, включая Челябинскую, Московскую, Тверскую, Саратовскую и Смоленскую области, а также республики Дагестан и Удмуртия.
Несмотря на громкие заявления «Мы не перестанем, пока “Платон” полностью не отменят», постепенно накал страстей вокруг платежной системы сошел на нет. Водители-дальнобойщики начали регистрироваться и исправно платить за проезд по федеральным автодорогам. На сегодняшний день, по данным Росавтодора, в системе «Платон» примерно 780 тысяч единиц транспорта, или около 267 тысяч перевозчиков, что составляет 77% машин от целевой аудитории. Установлено порядка 575 тысяч бортовых устройств, которые отслеживают маршрут движения, рассчитывают стоимость и списывают плату за поездку.
Когда «Платон» станет дороже?
На сегодняшний день стоимость километра пути для грузовиков от 12 тонн составляет 1,53 руб. В начале ноября Минтранс выступил с предложением увеличить тариф уже с 1 февраля 2017 года до 2,61, а к 1 июню довести его до 3,06 руб.
Напомним, стоимость проезда для грузовиков с самого старта «Платона» была красной тряпкой для дальнобойщиков. В 2015 году, в самом начале, он составлял аж 3,73 руб./км, однако массовые акции протеста сделали свое дело – тариф снизили до 1,53 руб./км.
Основной тезис бастующих: плата за проезд в итоге отразится и на стоимости перевозимых продуктов, что значит – заплатят в итоге все. Тариф должны были удвоить уже к 1 марта 2016 года, однако оставили льготным, пообещав вернуться к этому вопросу осенью. И вот пришло время обозначить новые сроки. Удвоения следует ждать уже следующим летом.
Что неудивительно, против такой идеи уже выступили ритейлеры, перевозчики и Счетная палата. По их мнению, сперва надо наладить систему взимания платы, сделать ее более эффективной, а уж потом повышать тариф. В частности, до сих пор в системе зарегистрированы далеко не все – согласно предварительным подсчетам, пользователей должно быть около 2 миллионов против сегодняшних 780 тысяч. Да и рамок контроля на трассах России установлено только 190 вместо запланированных почти 500.
Есть ли от «Платона» профит?
Согласно данным Росавтодора, за первый год работы с помощью системы «Платон» удалось собрать около 17,5 миллиардов рублей (данные на начало декабря 2016). И это в целом оправдало ожидания.
– Мы прогнозировали порядка 38-40 млрд при ставке 3,06. Так как по результатам решения правительства данная ставка была снижена значительно, до 1,53, получается 17,5 млрд, которые собраны на сегодня, плюс у нас еще где-то месяц, в итоге получится около 19 млрд, то есть это довольно точный прогноз был, – сообщил замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов в интервью для «Коммерсантъ FM».
11 миллиардов из собранных средств пошли на ремонт дорог в 38 самых проблемных регионах нашей страны. Больше всего, а именно 750 млн руб., досталось Омской области, прославившейся в Интернете мемами на тему отсутствия асфальта.
700 млн руб. достались Республике Карелия. Волгоградской, Саратовской и Самарской областям выделили по 650 млн. Южному Уралу, а в частности Челябинской области, досталось 400 млн. 450 млн получил Екатеринбург. Ну и самая маленькая сумма в 150 млн – Орловской области.
Еще в начале ноября Минтранс России сообщил – деньги от «Платона» в регионах реализованы.
– На первые собранные системой «Платон» средства в 2016 году отремонтировано более 1000 км самых проблемных дорог в регионах. Ремонтные работы полностью завершены в 37 городах и субъектах Российской Федерации, – сообщили в Минтрансе. – По данным Росавтодора, не справились с поставленной задачей только региональные дорожники в Тверской области и городе Бологое.
В Челябинской области на выделенные деньги были отремонтированы 86 километров проблемных дорог: работы велись на 18 участках региональных трасс и улиц столицы Южного Урала.
Дальнобойщики о «Платоне» в 2017 году
По мнению председателя клуба дальнобойщиков «Братишка» Кирилла Карташкова, новой волны протестов повышение тарифов не вызовет, однако водители большегрузов, несомненно, продолжат бойкотировать систему «Платон» и даже, вероятно, снимать фуры с регистрации.
– Смысла от акций протеста на самом деле никакого нет. Что-то более-менее серьезное усиленно подавляется, а то, что проводится, – не привлекает должного внимания. Кроме того, все эти акции очень сильно политизировали различные оппозиционные партии, декларирующие свои интересы, а не поддерживающие позицию дальнобойщиков, – поделился с нами своим мнением Кирилл Карташков. – По нашим данным, на сегодняшний день порядка 60% дальнобойщиков в принципе не зарегистрированы в этой системе. Я думаю, что повышение тарифов недовольства не вызовет. Просто люди еще больше уйдут в тень – снимут машины с регистрации, переоформят их, например, на другие ООО или даже на частных лиц, пока это еще можно сделать, а «Платон» проигнорируют. Многие сейчас не платят 1,53 рубля, они и 3,06 не будут платить, продолжат бойкотировать эту систему.
Марина Фомина
Фото: Фото Александра Файрузова и с сайта Pikabu.ru